Расскажи друзьям об этом:

ПИВО В ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЯХ

Когда мы берем в руки кружку пива — «Жигулевского», «Рижского», «Балтики» или какого-либо другого, — мы и не представляем себе, что этому напитку более восьми тысяч лет. Специализированное собирательство злаков диких растений — это первый шаг в истории пивоварения. Прогрессом явился переход к земледелию, выращивание пшеницы, ячменя, проса, бобовых. Народы передней Азии и дельты Нила начали культурно выращивать и собирать злаки не позднее восьмого века до нашей эры; народы Средиземноморья и Балканского полуострова — в шестом веке до нашей эры; жители Закавказья — в четвертом-пятом веках до нашей эры; обитатели Южной Туркмении (предгорья Копетдага) — в четвертом-третьем веках до нашей эры; на территории современных Украины и Молдавии (трипольская культура) пиво стали варить примерно с третьего века до нашей эры; коренные обитатели Центральной и Южной Америки разгадали секрет пивоварения в пятом-третьем веках до нашей эры. Кроме того, в Америке выращивали маис (кукурузу) и другие растения, введя их в культуру. Вероятно, к этому времени относятся и истоки пивоварения из этих злаков.
—————————————————

+Египет
Из глубины веков до нас дошла легенда о боге Осирисе, который изобрел пиво. Именно ему принадлежит пальма первенства по владению многими секретами изготовления хмельного напитка — так считали в Древнем Египте. Через великих жрецов он поведал миру технологию приготовления ячменного солода. Известно, что царица Нефертити — символ красоты — владела пивоварней, была незаурядным мастером приготовления пива и сама любила пробовать этот древний напиток. Кстати, эти сведения — не легендарны, поскольку существуют реальные доказательства: царица изображена на развалинах пивоварни с ситечком в руке, через которое она разливает пиво. Кстати, в те далекие времена ситечко служило для очистки напитка от различных примесей и остатков зерен. Такое ситечко сейчас хранится в Британском музее. Приготовление пива детально описано на клинописных египетских табличках, которым более пяти тысяч лет.

В гробницы фараонов обязательно ставили сосуды с пивом, хотя на алкоголиков уже тогда смотрели неодобрительно. Не случайно на одной из каменных плит было высечено наставление: «Не погуби себя, когда сидишь в пивной, не теряй разума и не забывай своих клятв. Когда упадешь и схватишься за край одежды рядом сидящего, никто не подаст тебе руки помощи. Даже приятели отвернутся и скажут с возмущением: «Пошел вон, пьяница!». Есть и другие пословицы на тему чрезмерного потребления хмельных напитков (даем их в славянском переводе): «Насладился пивом — занемог в дороге», «Пива напился — к месту прирос».

В одном из писем на папирусе, написанном около трех тысяч лет тому назад, отец упрекал сына за то, что тот слишком часто посещает заведение, где пьют «гаг».
Этим словом называли в давние времени один из сортов пива.

О приготовлении напитка из ячменя в долине Нила писали Гекатей и Геродот. Другой автор, Диодор, отмечал, что поклонники Осириса приготовляют напиток из ячменя в тех местах, где не растет виноградная лоза.

Теофраст называл ячменный напиток «Zythos», что некоторые авторы пытались связать с древнеславянским напитком под названием «сытой» — медовым напитком. Название этого слова происходит от слова «сытить», то есть насыщать воду медом. В те времена пиво также приготовляли и из пшеничного солода.

Пиво, наряду с луком и хлебом, входило в основной набор продуктов древних египтян. Дневная норма строителей пирамид состояла из трех хлебов, трех жбанов пива и нескольких пучков чеснока и лука.

Во времена Страбона пиво было популярно в Александрии. Согласно одной приписке на папирусе, во время торжественных празднований в честь богов пиво смешивали с вином и медом. Центром пивоварения в Египте был город Пелузий в устье Нила, поэтому пиво называлось также «пелузийским напитком». В эллинизированном Египте при династии Птолемеев (305— 30 гг. до нашей эры) на пиво был введен специальный налог. Пиво было известно и в древнем Карфагене. Кстати сказать, традиции пивоварения в Северной Африке практически не прерывались вплоть до сегодняшнего дня. Так, например, ячмень для домашнего пивоварения используется и современными египетскими феллахами.
———————————————————————————————
+Ворота Иштар

В другой древнейшей цивилизации Востока — Шумере (в Месопотамии, точнее, южной части Междуречья Тигра и Евфрата) также издавна культивировался ячмень, урожайность которого в несколько раз превышала урожайность дикого ячменя. Как свидетельствуют клиновидные письмена на глиняных табличках третьего тысячелетия до нашей эры, в царской пивоварне города Лагаш только за два месяца было переработано триста тонн ячменя. Неизвестный поэт, живший в городе-государстве Ур Халдейском за 2100 лет до нашей эры, восклицал, быть может, в самых первых стихах о пиве: «Пусть станет око бочки нашим оком, пусть станет сердце бочки нашим сердцем».

Технология приготовления пива детально описана на шумерских клинописных табличках, которым более пяти тысяч лет. Немецкий археолог Е. Хубер нашел клинопись третьего тысячелетия до нашей эры с рецептами не менее пятнадцати сортов пива. По этим рецептам ему удалось изготовить напитки, которые были в ходу в столь древней цивилизации.

У шумеров была даже поговорка: «Не знать пива — не знать радости». Хотя, может быть, эта спорная поговорка говорит о минимальных видах радостей в жизни простых шумерских семей. Тем не менее, население Месопотамии — шумеры и ассирийцы — знали более семидесяти сортов пива, имевших разные названия в зависимости от вкуса, цвета и других свойств. Таким образом, они искусственно увеличили количество разновидностей познаваемых «радостей».

Как правило, «пивные радости» подразделялись на сладкие, темные и светлые. Самым распространенным считалось густое с осадком темное пиво с небольшим содержанием алкоголя. В некоторых случаях его сдабривали пряностями, и оно становилось более или менее горьким, в зависимости от сортов использованных трав. Пиво считалось демократичным напитком — его пил и простой народ и знать. Оно подносилось даже богам, служило предметом торговли и иногда выступало в качестве эквивалента уплаты натурой. А что удивительно, так это тот факт, что шумеры освобождали пивоваров от несения военной службы. Видимо, снабжение войска пивом приравнивалось к воинской службе.

Стандартизацию правил изготовления и продажи пива в этой древней цивилизации ввел царь Хаммура-пи (1792—1750 гг. до нашей эры). Эти правила были описаны в известном своде законов Хаммурапи. Пиво в Вавилоне варили женщины. Впоследствии в истории пивоварения им это ответственное дело уже не доверяли. А Вавилон, как известно, был разрушен, но не из-за этого, конечно.

Спекуляция и фальсификация при изготовлении пива по законам Хаммурапи строго карались. За нарушение нормы назначения цен штрафовали или женщину просто бросали в воду. Производитель поддельного пива должен был быть утоплен или наказан питием такого «пива» до самой смерти.

Ассирийцы при изготовлении пива заимствовали и шумерский, и вавилонский опыт. Ассирийские пивовары поклонялись богу Ану. На территории Месопотамии (современный Ирак) и ныне находят глиняные кружки с носиками, предназначенными для разливания пива.

Безусловно, народы древнего Шумера и Египта не были единственными, кто умел варить пиво в те времена. Но наличие у этих народов письменности сохранило для потомков свидетельства технологии пивоварения этих древних цивилизаций.
—————————————————————-

+Эллада

Эллины в Древней Греции, богатой различными винами, пиво презирали. Оно считалось напитком бедняков. Тем не менее, знаменитый врач Гиппократ (около 460—377 гг. до нашей эры) посвятил пиву специальную книгу.

Веселый бог Вакх — Дионис древних греков и римлян — был, прежде всего, богом виноделия. Но пиво, действительно, привилось в эллинской культуре именно как напиток бедняков. Аристотель (384—322 гг. до нашей эры) пишет о странном действии пива, которое, якобы заключается в том, что человек, опьяненный пивом, падает назад, а не шатается по сторонам, как это бывает с человеком после вина. Вероятно, следует вспомнить, что греки пили вино, сильно разбавленное водой. Выражения «он пьет неразбавленное вино» или «он пьет как скиф» были синонимами пьяницы.
——————————————————————————
+Вечный город

Уважающие себя жители Древнего Рима практически не употребляли пива, что во многом характерно и для современных романских народов, занимающихся выращиванием винограда. Известно, однако, свидетельство Плиния Старшего (23—79 гг. нашей эры), который в «Естественной истории в 37 книгах» пишет о приготовлении пшеничного пива в Кампании (Южная Италия) под названием «tragum». Близкий к плебсу древнеримский комедиограф Тит Маций Плавт (254— 184 гг. до нашей эры) подтверждает, что пиво употреблялось, в частности, на празднествах в честь богини земледелия Цереры, отчего оно стало называться «ceres». Отсюда современное название пива в итальянском языке — cervisia, и в испанском — cerveza.

По словам известного историка экономики Ф. Броделя, пиво в Европе к четвертому веку оставалось «напитком бедняков и варваров».
—————————————

+Индия
В Древней Индии пиво также было известно. Процесс его приготовления во многом тождествен процессу приготовления пива у народов Африки. Однако, как отмечали историки, это свидетельствует не столько о заимствованиях, сколько об общих истоках земледельческих культур. В Древней Индии, так же как в Африке, пиво приготовляли из сорго, которое называлось «джовара», и дагуссы, известной как «мурва». Охмеляющий напиток на санскрите назывался «сура».
——————————————————————

+ Восточная и Юго-Восточная Азия

Рис, культивируемый в Восточной и Юго-Восточной Азии с четвертого тысячелетия до нашей эры, вероятно, сначала использовался как пищевой продукт (подобно сорго в Африке). Но еще венецианец Марко Поло, совершивший путешествие в Китай в конце тринадцатого века, отмечал, что жители области Каражан (современная провинция Юньнань) «из рису же с пряностями выделывают питье, чистое; пьянеешь от него, как от вина». По его же словам, монахи в городе Чанду едят одни отруби, намоченные в воде. Как известно и из более поздних источников, буддийские монахи по потреблению пива не отставали от своих европейских собратьев.

У современных дравидских народов Индии вместо напитков из проса традиционным напитком стало рисовое пиво. У народа мунда пиво («или») готовит каждая семья, разливая его в кувшины. Оно же является излюбленным напитком у нага, проживающих в штате Ассам. У народов Тибета и Непала пиво чаще приготовляют из ячменя, но используется также рис и просо.

На протяжении нескольких тысячелетий народы Китая, Японии и других азиатских стран изготавливали различные напитки на основе своих традиционных зерновых культур: риса, ржи, проса и т. п. Некоторые из них и до сих пор изготавливаются по старинным рецептам. Однако, в течение последних десяти веков сорта пива из солода и дрожжей, сваренные по европейскому образцу, продолжают уверенно лидировать и в этих странах.

На рынке пива в современной Восточной и Юго-Восточной Азии есть и легкие сорта пива, особенно популярные в Китае; и японский Lager; и крепкие сорта, пользующиеся особенным спросом в Средней Азии. Последние варят на основе технологии компании «Гиннес».

В середине девятнадцатого века немцы основали пивоварню в Китае, чтобы иметь возможность пить собственное пиво. Эксперты полагают, что в Китае существует множество сортов пива, которые производятся бесчисленными провинциальными пивоварнями. Японская пивная индустрия была в течение долгого времени закрыта для остального мира, но сейчас является наиболее влиятельной в Азии и быстрыми шагами идет вперед. В 1876 году была основана первая японская пивоварня «Саппоро» в одноименном городе на острове Хоккайдо на севере страны. Спрос на очень легкие и приятные на вкус сорта пива завода «Саппоро» буквально захлестнул Страну восходящего солнца. Лидируют на рынке производства пива шесть больших пивоваренных компаний, имеющих почти сорок фабрик. Известная страсть японцев ко всему, что касается новых технологий, обнаруживается и в производстве пива. Пивоварня «Саппоро» изобрела нечто новое — эксклюзивную процедуру микрофильтрации на керамике. Пиво, прошедшее этот процесс, выходит свободным от волокон, получает очень тонкий вкус, и ему не нужно проходить процесс Пастеризации.
————————————————————
+Древняя старушка Европа
Пиво в Европе было известно задолго до арийского расселения, в частности, на Иберийском полуострове. О жителях Лузитании (современная Португалия) Страбон писал: «Они пьют ячменное пиво; вина же у них не хватает; приготовленное вино быстро выпивают, устраивая угощение вместе с родственниками…» Упоминает он о пиве и в разделе о таинственной стране Фуле, что находится где-то к северу за пределами Ойкумены: «Люди, живущие там, питаются просом и другими злаками, плодами и кореньями, а где есть хлеб и мед, там из них приготовляется напиток». Иберийцы называли пиво «caelia» или «сегеа». Наслаждались пивом также лигурийцы, населявшие северо-западную Италию и юго-восточную Галлию. Среди самых старых поклонников пива среди арийских народов известны фригийцы, заселившие во втором тысячелетии до нашей эры Малую Азию, и фракийцы, проживавшие, в основном, на Балканах и в низовьях Дуная. Именно племя даков вошло в историю как образец древнейших поклонников пива.

По свидетельству Гекатея Милетского (конец VI — начало V веков до нашей эры), у одного из фракийских племен, пэонов, употреблялось два сорта пива: одно готовили из ячменя, другое — из пшена, причем в пиво для вкуса добавляли различные травы.

Пиво было традиционным напитком и у кельтов, проживавших тогда на значительной территории Галлии. Посидоний в первом веке до нашей эры упоминает о приготовлении ими пива из пшеницы и меда. Он же оставил следующее описание пивной: «Из одной бочки старательно наливают кружку за кружкой, которая затем разносится слугами направо и налево». В Галлии в первом веке до нашей эры пиво было народным напитком и называлось «согта». Это кельтское
пиво сохранялось в Северной Франции, Бельгии и Англии вплоть до недавнего времени.

Национальным напитком пиво было и у древних германцев. Римский историк Тацит в 98 году нашей эры в сочинении «О происхождении германцев» писал: «Их напиток — ячменный или пшеничный отвар, превращенный посредством брожения в некое подобие вина; живущие близ реки Рейна покупают и вино». В римских частях, набранных из германцев, пиво было напитком, входящим в ежедневный рацион.

Характерны документы в виде деревянных табличек, обнаруженные археологами в районе вала Адриана, построенного по приказу императора в 123 году и до 407 года разделявшего Британию на две части. В рапорте одного из командиров, охранявшего римскую часть Британии, своему префекту Флавию Сералиусу, судя по всему, племенному вождю, говорилось: «У легионеров закончилось пиво. Прошу вас дать приказ о срочной доставке». Пиво, употреблявшееся германскими и галльскими народами, отличалось кисловатым вкусом.

В старогерманском языке пиво (ныне Bier) называлось Pear (bior, piero). Это название, по мнению одних исследователей, восходит к старогерманскому названию ячменя «Ьеге», по мнению других — к среднелатинскому biber или biberis, что означает «пить». Близкое название существует и в современном румынском языке — Ьеге. Другое старогерманское название пива Alu (ale, ealo) удержалось в английском языке под словом «эль» (Ale). Солод у древних германцев назывался Bratse, отсюда выводят французское слово Braser («варить пиво»).

В книге Е. Н. Водовозовой «Жизнь европейских народов», вышедшей более ста лет тому назад и запечатлевшей быт народов Европы семидесятых годов девятнадцатого века, о фламандцах, составляющих основную
часть населения Бельгии, говорилось: «Фламандец не может жить без пивной: окончив дело или серьезное совещание, он непременно отправляется с товарищами в пивную, где он в компании курит трубку, пьет пиво и весело болтает». В шестидесятых годах девятнадцатого века в Брюсселе было 943 пивных, по одной на каждые две сотни жителей. По производству и потреблению пива Бельгия заняла первое место в мире. Ее своеобразный рекорд — восемнадцать ведер на душу населения по данным на 1913 год. Это объяснялось как сравнительно высоким уровнем жизни, так и историческими традициями страны.

Сюжеты, связанные с пивом, нашли отражение в произведениях художника эпохи Возрождения Рубенса (1577—1640) и основоположника фламандского и голландского реалистического искусства Питера Брей-геля-старшего (вторая треть XIV века).

Именно здесь, на территории бывшей Фламандии, и в настоящее время производится пиво без дрожжей — «лямбик», получившее название по одному из городов к востоку от столицы. Это пиво янтарного цвета с ярко выраженной кислотностью и фруктовым запахом. В бутылках оно называется «гез» (guenzo). При изготовлении пива брожение начинается самопроизвольно в результате контакта с воздухом, и все, что там может находиться — насекомые, микроорганизмы, пыль — попадает в пиво. Этим и вызывается брожение.

К местным сортам пива относятся также «фаро» — легкое пиво янтарного цвета, получаемое при купажировании (смешении). Лувенский сорт пива, получивший название от названия города Лувен (фламандское название — Левен) относится к «белым» сортам пива. Это пиво мутного молочного цвета, что объясняется использованием сырого овса и ячменного солода при его изготовлении. Можно назвать также Wit (Blanche) — светлое пшеничное пиво, которое производится на севере Бельгии, а также различные бельгийские эли. Славится Бельгия и пивом с различными фруктовыми добавками, особенно своим «вишневым пивом» (Kriec).

В историческом романе собирателя фламандского фольклора и основоположника современной бельгийской литературы Шарля де Костера «Легенда об Уленшпигеле», посвященном эпохе Нидерландской революции шестнадцатого века, упоминаются различные фламандские сорта пива: крепкое брюгское kuyte, dobbel— kuyte, bruin bier, simpel. Пиво сопровождает героев книги от рождения до смерти. Упоминается и легендарный Гамбривиус (Гамбринус): «Этот король фландрский и король пивной жил за девятьсот лет до Рождества Христова и на случай попойки, чтобы не оказаться безоружным, всегда носил на голове кружку…»
———————————-
+Закавказское пивоварение

Сохранились письменные свидетельства об употреблении пива и на другой периферии античного мира, в зоне древнего земледелия — Закавказье. В 401 году до нашей эры отряд греческих наемников отправился для участия в междоусобной борьбе за персидский престол в державе Ахеменидов. Участник похода, писатель Ксенофонт, в своем известном произведении «Анабасис» рассказал об отступлении затем греков через территорию, где проживали племена арменов (Армению): «Дома здесь были подземные, там же хранились также пшеница, ячмень, овощи и ячменное вино в кратерах. В уровень с краями сосудов в вине плавал ячмень, и в него был воткнут тростник, больших и малых размеров, но без коленцев; кто хотел пить, должен был взять тростник в рот и тянуть из него вино. Не смешанное с водой вино было очень крепким, но для людей привычных это был приятный напиток».
—————————————————————
+Краткая история пивоварения в Европе

Пиво широко использовалось в монастырях как ежедневный напиток, так как не противоречило требованиям поста, а квас был известен только народам Восточной Европы. Светлый эль варили в монастыре Святого Бенедикта в Сент-Модвине (Англия), заложенном в 1002 году, а после переезда в Бертон местная артезианская вода с гипсом способствовала славе пива Бер-тонского аббатства. Эта слава продержалась за аббатством вплоть до перехода в начале семнадцатого века пивоварни в руки личного секретаря Генриха VII. В ходе Реформации и секуляризации имущества католических монастырей многие церковные организации лишились большей части своих пивоварен.

Старейшая из сохранявшихся до сегодняшнего дня пивоварен находится при монастыре бенедиктинцев Бай Тенбург в Баварии. В настоящее время она оснащена современным оборудованием. В XV—XVI веках монастырское пивоварение развилось и во Франции.

Уже в четырнадцатом веке образовавшиеся цехи пивоваров избрали своим покровителем Гамбринуса. Происхождение этого имени не совсем ясно, но несомненно, что в формировании этого образа значительную роль сыграл герцог Брабанта Иоанн Первый (1261— 1294), в другом произношении Жан или Янус Примус, то есть Первый, убитый позднее в рыцарском бою. Он принял почетное председательство в гильдии брюссельских пивоваров, а в зале заседаний гильдии был помещен его портрет с кружкой пенящегося пива в руке.

В конце XIV века самая крупная пивоварня в Германии находилась в г. Циттау. Однако больше всего славилось пиво из небольшого нижнесаксонского городка Айнбека, откуда оно отправлялось в ганзейские города и в столицу Баварии Мюнхен, где в 1589 году
был основан известный завод «Хофбройхауз». После приглашения опытного пивовара из Айнбека продукция завода по качеству не уступала айнбекскому пиву Среди любителей айнбекского пива был знаменитый деятель Реформации Мартин Лютер. Во время сейма в Вормсе в 1521 году герцог Брауншвейгский послал ему ковш айнбекского пива, на что Лютер ответил стихами: «Напитка лучше нет, о, диво, чем ковшик айнбекского пива!».

В XV—XVI вв. во многих городах Европы возникают цехи пивоваров. Именно в это время пивовар — доходная и уважаемая профессия. В Таллине, входящем в Ганзу, в 1456 году был основан цех разносчиков пива, а в 1498 году утвержден устав цеха пивоваров. Во Львове аналогичный цех существовал уже в 1425 году. В эпоху цехового пивоварения делаются попытки регламентировать производство качественного пива, и, естественно, под этим предлогом оградить себя от пива конкурентов. Специальным актом 1290 года в Нюрнберге было предписано употреблять при изготовлении пива только ячмень, а пшеница, рожь и овес были запрещены. В Баварии в 1516 году был принят «закон о чистоте», не допускавший к употреблению в пивоварении всего, кроме ячменя, хмеля, дрожжей и воды.

Это была также эпоха пива верхового брожения, при котором применялись верховые дрожжи, относящиеся (как и дрожжи низового брожения) к классу сумчатых грибов (Saccromyas cerevisae). При верховом брожении дрожжи поднимаются на поверхность бродящего при температуре 14—20 градусов по Цельсию сусла и находятся в пене. Все старинные сорта пива относятся к пиву верхового брожения.

Для осветления пива, также, впрочем, как и вина, традиционно применяли клей, получаемый из плавательного пузыря осетра. Осетровый клей «карлук» был одним из «заповедных» товаров Московской Руси
XVI—XVII веков. Правом на его экспорт, также как на соболиные меха, поташ и ревень, обладала только царская казна. Позднее карлук стали заменять клеем из кожи скатов.

Наряду с приготовлением пива верхового брожения довольно рано появляются известия о пиве низового брожения, когда несколько другая разновидность дрожжей при несколько меньшей температуре брожения (5—10 градусов по Цельсию) скапливается на дне бродильного чана. Пиво низового брожения более сложно в приготовлении, но отличается большей прочностью.

В Мюнхене низовое брожение применяли еще в 1420 году при приготовлении ячменного пива. Попытка совета города Наббурга в 1487 году обязать пивоваров варить пиво только низового брожения не удалась. Только в середине XIX века баварское пиво этого типа, оказав влияние на австрийское пивоварение, способствовало утверждению нового способа. Удельный вес пива верхового брожения снизился в 1873 году до 40 процентов, в 1900 году — до 17 процентов, в 1936 году — до 5,8 процентов. В настоящее время только в Англии и Северной Германии преобладает пиво верхового брожения.

С расцветом средневековых городов, особенно Таллина, как члена Ганзейского союза, играющего важнейшую роль в транзитной торговле между Востоком и Западом, пивоварение принимает все более крупные размеры с четырнадцатого столетия. В целях упорядочения производства пива и стабилизации его качества магистрат Таллина своим распоряжением от 1360 года разрешает варить пиво для продажи только профессиональным пивоварам. В 1456 году в Таллине основывается цех разносчиков пива. В обязанности цеха входило предписание снабжать все корчмы города, гильдии и цехи пивом, контролировать чистоту бочек,
полноту налива. В дополнение к зарплате каменщикам, столярам и другим работникам ежедневно выдавали пиво. В 1498 году в Таллине был основан цех пивоваров, утвержден его Устав и регламентированы права и обязанности мастеров-пивоваров, порядок и срок обучения подмастерьев, были уточнены требования к сырью и качеству пива. Особенно в Эстонии с давних времен использовали деревянные пивные кружки, жбаны и ковши. В материалах ревизии 1601 года упоминается мастер по изготовлению кружек, а в конце семнадцатого века в метрических книгах упоминание об этой профессии встречается довольно часто. Предпочтение отдавалось кружкам из можжевельника, а также из ели. Кружка и ручка вырезались из березы, стягивались кружки прутьями черемухи и крушины.

В наше время в северной и западной областях Литвы — Жемайтии и Аукштайтии — бутылочное пиво никто не покупает. Чуть ли не каждый хозяин умеет там его варить. Особенности литовского секрета пивоварения в следующем: ячмень проращивают на холсте, пиво бродит только в деревянных бочках, а размешивается исключительно соломенным веником. Так было и много-много столетий назад. Тридцать дней уходит на это священнодейство, зато потом получается такой напиток! А если еще с вяленым мясом! Один недостаток у домашнего пива (впрочем, это как посмотреть) — валит с ног.