Расскажи друзьям об этом:

Что делать, если цена в кассе оказалась больше, чем была на ценнике

Вы берете с полки товар по одной цене, а в кассе его пробивают по другой, причем, как правило, превышающей указанную на ценнике. Весьма распространенная ситуация в супермаркетах самообслуживания.

Процитирую типичную жалобу: «В магазине хотел купить кондиционер для белья. Цена по ценнику была 146 рублей. Но после пробития товара через кассу цена увеличилась до 153 рублей». Подобные высказывания можно услышать в любом городе. Магазины разные, но их объединяет одно: цена в кассе больше той, что указана на ценнике.

Продавцы и кассиры объясняют это просто. Когда поступает очередная партия товара, цена на него может отличаться от старой. В компьютер цена вводится при поступлении товара, а в торговом зале сотрудники не всегда успевают вовремя заменить ценники. Вот и получается: на полках цена одна, а в кассе уже другая.

Что же делать в такой ситуации?

Вариант первый: по закону

Позовите администратора и сообщите ему о данном недоразумении. Вежливо дайте понять, что вы недовольны, и попросите продать товар именно по цене, которая была заявлена на ценнике. Вам наверняка начнут рассказывать о новых ценах и о том, что ценники еще не успели заменить. Но вас это не должно волновать по следующим причинам.

■ Пункт 1 ст. 10 ЗоЗПП гласит, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. В п. 2 той же статьи уточняется, что цена товара в рублях является неотъемлемой частью этой информации.

■ В Гражданском кодексе РФ (далее – ГК РФ) есть такое понятие, как оферта, то есть задокументированное предложение. Ценник в магазине является публичной офертой, и продавец обязан продать товар по той цене, которая указана в оферте.

Напомните об этом администратору магазина и потребуйте немедленно исправить нарушение законодательства, то есть продать вам товар по цене, написанной на ценнике. Можете припугнуть его звонком в Роспотребнадзор. Обычно на продавцов это действует.

Однако порой сотрудники магазина категорически отказываются выполнить законное требование покупателя. Тогда в бой нужно пускать «тяжелую артиллерию».

Вариант второй: по-плохому

Вы можете отстоять свою правоту, обратившись в Роспотребнадзор. Однако для этого вам понадобятся доказательства.

■ Найдите свидетелей, которые подтвердили бы ваши слова. Это могут быть друзья или родственники, пришедшие с вами в магазин. Ни в коем случае не забирайте ценник из торгового зала, тогда у администрации магазина не будет оснований обвинить вас в воровстве торгового оборудования.

■ Сфотографируйте ценник, если это не запрещено. Снимок станет отличным доказательством. Если у вас получится добавить в кадр дату и время – выйдет еще лучше. Сделать это довольно просто: приставьте к ценнику включенный мобильный телефон (чтобы были видны дата и время) и сфотографируйте их.

■ Обязательно оставьте в книге отзывов и предложений (в народе ее называют жалобной книгой) запись о случившемся. Подробно напишите, что вы покупали, когда, какая цена была на ценнике, а какая – в чеке. В своей жалобе потребуйте от администрации магазина письменного ответа на ваше обращение. Именно этот ответ послужит доказательством для Роспотребнадзора.

■ Обратитесь в местное отделение Роспотребнадзора с заявлением, составленным в двух экземплярах. К заявлению приложите ответ, данный администрацией магазина на вашу жалобу, а также фотографию ценника и чек.

■ В результате проверки, проведенной на основании вашей жалобы, Роспотребнадзор может оштрафовать магазин, а в случае повторных нарушений – закрыть.

Как только вы приступите к осуществлению этого плана: сфотографируете ценник, потребуете жалобную книгу – продавцы наверняка согласятся вернуть вам разницу в цене, особенно если вы будете постоянно комментировать происходящее: «Это для суда, это для Роспотребнадзора». Никто не захочет получить нагоняй от руководства за халатность в работе.

Здесь есть только одно «но»: кроме морального удовлетворения от отстаивания своей позиции, вы ничего не выиграете. Идти в суд бессмысленно, моральный ущерб в нашей стране оценивается в копейки, разве что вам вернут разницу в цене. Но ведь это смешно – судиться из-за 10 рублей.

Впрочем, после проверок, проведенных Роспотребнадзором, магазин будет внимательнее следить за своими ценниками. Хотя бы некоторое время.

Однако если вы будете точно следовать инструкции, до заявления в Роспотребнадзор дело не дойдет: велика вероятность, что вам вернут разницу в цене еще в магазине. Ведь лучше отдать 10 рублей и забыть об инциденте, чем потом принимать проверки и платить штрафы. Я проверил действенность описанного алгоритма на многих магазинах столицы.

 

А как «у них»?

 

В супермаркетах США и Европы все спорные ситуации с ценами автоматически решаются в пользу покупателей. Кроме того, сотрудники магазина извиняются за оплошность.

В Канаде этот вопрос вообще решен на законодательном уровне. Если цена товара, указанная в чеке, хотя бы на цент отличается от заявленной на ценнике:

■ покупатель получает бесплатно товар дешевле 10 долларов;

■ покупатель приобретает товар дороже 10 долларов с 10‑долларовой скидкой.