Расскажи друзьям об этом:

Как выбрать цифровую видеокамеру

Какую видеокамеру выбрать из моря моделей, предложенных видеолюбителю на прилавках в магазинах? Множество современных форматов записи видео еще больше усложняет выбор домашней видеокамеры. Цифровая техника с каждым днем развивается все быстрее и быстрее: многие известные бренды создали большое количество моделей аппаратуры, в том числе и видеокамер.

До недавнего времени запечатлеть проведенные в безделье дни мог только фотоаппарат — пленочный или цифровой. Но у фотографий есть один существенный недостаток — они статичны. Так что часть фотолюбителей начинает задумываться о приобретении видеокамеры — и события в динамике можно снять, и комментариев в микрофон наговорить, да и кассеты можно подарить знакомым. Мы попытаемся помочь «задумывающимся» в том, какую видеокамеру и по каким критериям себе выбрать.
Будем рассматривать только цифровые видеокамеры.

Цифровая видеокамера отличается от своей аналоговой предшественницы, строго говоря, только способом записи на ленту и возможностью легко сбросить отснятое видео на компьютер. Так что в цифровой видеокамере все та же магнитная лента, на которую записываются данные в цифровой, а не аналоговой форме. Оптическая часть цифровой видеокамеры, ПЗС для приема изображения, управление съемкой и т. п. та же, что и в аналоговой. Но именно поэтому те критерии, которые во многих случаях подходят для выбора цифрового фотоаппарата, не годятся для выбора цифровой видеокамеры. Например, при выборе цифрового фотоаппарата одним из основных критериев является количество пикселей в матрице (чем больше, тем лучше и дороже), а у цифровой видеокамеры «больше» зачастую не означает «лучше». Различия в подходе к выбору в основном связаны с тем, что разрешение видеокамеры жестко ограничено стандартом телевидения (для PAL — 720×576), а цифровая фотокамера ограничений по разрешению не имеет.

Итак, расскажем о самых важных особенностях, на которые следует обращать внимание при выборе цифровых видеокамер. В рекламных описаниях вы обнаружите множество характеристик, но очень многие из них имеют весьма слабое отношение к действительно полезным свойствам камер.

Сначала несколько слов о форматах. Для любительского класса сейчас существует три формата цифровых видеокамер — Digital 8, miniDV и microMV. Первые два различаются по сути только форм-фактором кассеты и вытекающими отсюда весогабаритными характеристиками. Формат Digital 8 предлагается только фирмой Sony, и камеры этого формата представляют собой фактически аналоговые камеры класса Hi8, переделанные под запись отснятого видео в цифре. Поскольку в них используются большие кассеты, то сами камеры имеют большие габариты и вес около килограмма.

Камеры Digital 8 появились в 1999 году, и в то время их основное преимущество заключалось в невысокой, по сравнению с камерами miniDV, стоимостью самих камер и кассет для них. Сейчас это преимущество уже утрачено, и недорогие miniDV-камеры от самой же Sony начали конкурировать по цене с камерами Digital 8. Среди камер этого формата нет дорогих камер с хорошими характеристиками, их вес не располагает к их использованию вашими женами и подругами, поэтому мы не рекомендуем приобретать их. MicroMV опять же предлагается только фирмой Sony и является полной противоположностью камерам Digital 8. Они очень малы, можно даже сказать, миниатюрны, но сверхминиатюрность для видеокамеры является очевидным преимуществом только для любителей экстремальных видов спорта и агентов спецслужб.

Снимать в обычных условиях такими камерами очень неудобно, поскольку рука практически не чувствует веса камеры и постоянно «гуляет». Держать и управлять microMV-камерой тоже не очень удобно, пальцы слишком велики для них. Кроме того, самый существенный недостаток microMV-камер заключается в нестандартном формате записи видео на ленту. Записанное на такой видеокамере видео понимает только специальная программа от Sony и для редактирования видео с этой камеры на компьютере приходится всегда конвертировать исходный видеоматериал, что отнимает время, да и качество видео не улучшает. Кассеты microMV стоят в два раза дороже других кассет для цифровых камер, да и найти в продаже их очень непросто.

Формат miniDV сейчас стал самым распространенным для любительских цифровыхвидеокамер. Абсолютно все производители выпускают камеры в этом формате. Ценовой диапазон для miniDV-камер от $500 до $3400, поэтому среди них можно легко выбрать подходящую камеру в пределах практически любого выделенного на эти цели бюджета. Кассеты к ним продаются повсюду, но если вы собираетесь поехать в отпуск с miniDV-камерой за пределы нашей страны, купите их здесь с запасом. За рубежом miniDV-кассеты (как, впрочем, и другие) стоят в два-три раза дороже («правильная» цена в Москве $5,5-6, за рубежом — от $8 до $16). Именно по причине массовости, оптимальности габаритов и веса камер miniDV мы остановимся на критериях выбора для этого формата цифровых видеокамер.

У видеокамер есть своя существенная специфика — их качество невозможно описать только цифровыми (количественными) критериями. Без субъективной оценки выбор видеокамеры практически невозможен.

Итак, первый параметр, с которого начинаются многие описания видеокамер.


Оптическое увеличение

Коэффициент оптического увеличения (optical zoom) является одним из основных параметров. Он характеризует способность камеры «приближать» удаленные объекты. Оптическое увеличение на порядок более важный параметр по сравнению с цифровым увеличением — объектив с высоким качеством «увеличивает» изображение, и только после этого оно записывается камерой. При цифровом увеличении камера увеличивает изображение просто как лупа, и качество, конечно, оставляет, мягко говоря, желать лучшего. Обычно размер оптического увеличения колеблется в диапазоне от 10 до 25. Самые дешевые камеры имеют увеличение в пределах 20–25. Связано это с тем, что при большом увеличении трудно сохранить высокое качество изображения, поэтому дорогие видеокамеры с хорошей оптикой имеют оптическое увеличение в пределах 10–12, и только камеры стоимостью от $2000 и выше могут похвастаться и большим значением optical zoom, и хорошей оптикой. А на дешевых камерах хоть 50-кратный зум ставь, все равно при попытке с руки снять на zoom 22 — если вы не стрелок-профессионал с недрогнувшей рукой, — ничего получится — изображение будет ходуном ходить.

При выборе камеры ни в коем случае не следует гнаться за большим значением оптического увеличения — 10 или 12 вполне достаточно для любой съемки. Если же вы планируете провести отпуск в морском круизе, в горах или в других местах, где может потребоваться съемка значительно удаленных объектов, то лучше приобрести телеконвертор (который всегда можно снять) для увеличения optical zoom. Кроме того, следует купить хотя бы самый легкий и небольшой штатив, поскольку сделать качественную съемку на большом оптическом увеличении с рук практически невозможно. Никакой стабилизатор здесь, увы, не поможет.

Цифровое увеличение

Цифровое увеличение (digital zoom) измеряется уже зачастую трехзначными цифрами, но практической пользы от него нет. Рекламные ролики, демонстрирующие достоинства цифрового увеличения, мягко говоря, выдают желаемое за действительное. На самом деле цифровое увеличение следует отключить немедленно по приобретении камеры, так как камера во время съемки сама переходит в режим цифрового увеличения по исчерпании возможностей оптики объектива и результат съемки после этого уже не исправить. Если же потом все-таки захочется «рассмотреть под лупой» отснятое изображение, то это легко можно сделать в любом редакторе видео.

Исходя из всего сказанного выше, на значение цифрового увеличения просто не стоит обращать внимание — этот параметр не должен участвовать в оценке видеокамеры.

Тип стабилизатора

Само по себе наличие стабилизатора необходимо, да и нет сейчас цифровых видеокамер без стабилизации изображения. Без стабилизатора тремор рук неизбежно отразится на результатах съемки — изображение будет дрожать, причем мелко и противно. Только съемка со штатива позволяет не использовать стабилизатор в принципе, но кто из нас поедет в отпуск со штативом? Тип стабилизатора не имеет решающего значения, и разница в действии стабилизаторов различного типа далеко не очевидна, тем не менее желательно знать, чем отличаются они друг от друга. В видеокамерах применяются два типа стабилизаторов — оптический и электронный. Рассмотрим (очень кратко) принципы их работы.

Электронный стабилизатор работает по очень простой схеме — за счет избыточного размера ПЗС матрицы изображение при тряске все равно остается в пределах матрицы и фиксируется в необходимый момент.

Достоинства электронного стабилизатора — невысокая стоимость и легкость изготовления. Недостатки — «залипание» изображения, избыточность матрицы, а также артефакты изображения, заметные и мешающие при монтаже фильма на компьютере. Одним из самых существенных недостатков электронного стабилизатора является избыточность матрицы, что приводит к уменьшению площади каждого пикселя матрицы и снижению чувствительности камеры.

Принцип действия оптического стабилизатора совершенно иной: с помощью подвижных элементов оптической системы камеры изображение удерживается строго на ПЗС матрице.

Достоинства оптического стабилизатора — высокое качество стабилизации за счет большего количества отсчетов для анализа перемещения камеры, меньшее количество пикселей в матрице, нет «залипания» изображения, большие возможные значения экспозиции. Очень важным преимуществом оптического стабилизатора является высокая чувствительность видеокамеры, оснащенной таким стабилизатором и, вследствие этого, лучшее качество съемки при плохом освещении. Недостатки — высокая стоимость и большее энергопотребление.

Количество пикселей у ПЗС (CCD)

Споры по оценке важности этого параметра вечны, поэтому постараемся все-таки сделать вполне определенные выводы.

Количество пикселей, необходимых именно для фиксации видеоизображения, зависит ТОЛЬКО от системы телевидения и составляет для PAL ~ 415 000, для NTSC ~350 000.

Если в параметрах видеокамеры указывается приблизительно в два раза большее число пикселей, это вполне определенно указывает лишь на то, что тип стабилизатора изображения в камере — электронный, но НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ такое большое количество пикселей в ПЗС к качеству видеосъемки не имеет.

Если количество пикселей более одного миллиона, это означает, что камера в подавляющем большинстве случаев имеет электронный стабилизатор и позволяет делать фотоснимки (только фотоснимки!) с разрешением, определяемым именно количеством пикселей в ПЗС, а не системой телевидения, и сохранять снимки на сменную карту памяти (Memory Stick, SD, MultiMediaCard и т. п.).

Если в спецификации на видеокамеру указывается количество пикселей, равное необходимому для фиксации изображения количеству (см. выше), это определенно говорит о том, что камера имеет оптический стабилизатор, и наоборот — наличие оптического стабилизатора подразумевает именно такое количество пикселей.

Выводы достаточно просты: если съемка как можно более качественных фотоснимков не входит в список основных задач, следует обращать внимание только на тип стабилизатора, а не на количество элементов ПЗС. Причем надо понимать, что качество фотоснимков у цифровой видеокамеры с максимально возможным количеством пикселей в ПЗС (на сегодняшний день это 1,8 миллиона) будет хуже, чем у близкой по параметрам цифровой фотокамеры, не говоря уже о пленочном фотоаппарате. К сожалению, в погоне за модой производители видеокамер постоянно увеличивают количество пикселей у ПЗС, но при этом оставляют размер матрицы прежней, так как увеличение размера матрицы резко увеличивает стоимость камеры. Расчет делается на несведущего покупателя, который действительно в большинстве случаев считает, что чем больше пикселей, тем лучше. Результат, однако, зачастую бывает прямо противоположным. Поскольку площадь матрицы остается прежней, площадь отдельного пикселя уменьшается, уменьшается падающий на него световой поток и также уменьшается чувствительность камеры. Это хорошо видно на примере Canon MVX1i с 1,33 млн. пикселей, которая снимает при плохом освещении хуже своей на 25% более дешевой предшественницы Canon MV30i, имеющей всего 415 тыс. пикселей.

Количество ПЗС

Пожалуй, это тот параметр, при одном взгляде на который сразу становится понятным класс видеокамеры. Именно по количеству ПЗС видно, к какой ценовой нише относится аппарат. Не бывает видеокамер с 1 ПЗС стоимостью выше $1750 — такой стоимостью могут обладать только видеокамеры с тремя ПЗС. В чем же такая существенная разница между камерами с 1 и 3 ПЗС?

Дело в том, что в обычных камерах для получения цветного изображения используется ПЗС со светофильтрами на каждом элементе матрицы и цветное изображение получается методами эмпирическими (сама же ПЗС-матрица, конечно, всегда черно-белая), то есть анализом групп пикселей и выведением цветов на основании такого анализа. Вследствие этого и реальное цветовое разрешение у 1 ПЗС камер будет несколько хуже, чем у 3 ПЗС видеокамер. Правда, следует учесть, что некоторые компании, например Canon, применяют специальные RGB-фильтры, эмулирующие 3 ПЗС на одном ПЗС, что приводит к уменьшению различий в цветопередаче у камер с RGB-фильтром и 3 ПЗС камерами.

У 3 ПЗС камер с помощью специальной призмы изображение разделяется на три основных цвета, и каждый цвет передается на свою ПЗС-матрицу. Понятно, что в камерах с тремя ПЗС всегда используется оптический стабилизатор, и исключение, лишь подтверждающее правило, — камера Panasonic DX100 (снята в настоящее время с производства).

Для большинства случаев любительского использования, подразумевающего просмотр результатов съемки на обычном и далеко не самом лучшем телевизоре, камера с 1 ПЗС практически неотличима по цветопередаче от камер с 3 ПЗС. Но при использовании камер для полупрофессиональных целей и/или просмотре результата на хороших телевизорах/мониторах с S-Video-входом разница заметна, и также заметна она при просмотре и/или печати снимков, сделанных на камерах с 1 ПЗС и 3 ПЗС. Единственный, но очень важный недостаток камер с тремя ПЗС, — высокая стоимость, которая крайне редко бывает ниже $1750.

Тип развертки

Как известно, некоторые видеокамеры имеют возможность снимать с прогрессивной разверткой. Насколько важно учитывать возможность подобной съемки при выборе видеокамеры? Строго говоря, возможность снимать с прогрессивной разверткой на той же скорости, что и обычная съемка, имеют только некоторые камеры Canon и JVC. Камеры других фирм либо снимают со скоростью только 15 кадров в секунду, либо не имеют такой возможности совсем. Само по себе наличие прогрессивной развертки, безусловно, добавляет привлекательности камере, но надо понимать, что эта возможность нужна только в случае необходимости печати фотографий с видео, создания фотоальбомов на CD-ROM и т. п. Несмотря на то, что съемка с прогрессивной разверткой возможна на скорости 25 кадров/с, эта скорость все-таки в два раза меньше обычной — 50 полей в секунду, и плавность движения камеры относительно объектов съемки теряется при съемке с прогрессивной разверткой.
Функция прогрессивной фотосъемки записывает информацию об изображении и временно сохраняет ее в памяти в виде двух отдельных полукадров. Две картинки, относящиеся к одному и тому же моменту, затем комбинируются без какой-либо задержки, что устраняет необходимость в симулировании изображения. Благодаря этому удается повысить разрешение стандартного фотоизображения в 1,5 раза и добиться необыкновенной яркости. Ниже пример прогрессивной фотосъемки  видеокамерой Panasonic NV GS33GC-S.

Поэтому стоит использовать прогрессивную развертку для съемки только тех моментов, с кадров которых потом могут быть изготовлены фотографии. Если такая задача стоит перед оператором, то есть прямой смысл приобретать камеру с прогрессивной разверткой.

Чувствительность

Этот параметр обычно всегда указывается в числе прочих характеристик видеокамеры и обычно бывает в диапазоне от 0 (полная темнота) до 15 люкс. Существует широко распространенное заблуждение в том, что чем меньше указанное в паспорте значение, тем лучше видеокамера будет снимать в условиях пониженной освещенности. Мнение формально правильное, но по сути неверное совершенно. Указанное производителем значение минимальной освещенности нужно просто игнорировать по той простой причине, что рядом с этой цифрой всегда «забывают» написать, при каком уровне яркостных и/или цветовых шумов получилось такое значение.

По этой же причине меньшее значение чувствительности никоим образом не означает лучшую по этому параметру видеокамеру. К сожалению, только реальная съемка при плохом освещении и просмотр ее результата позволит понять и оценить качество съемки данной видеокамерой при пониженной освещенности. Наилучшими качествами съемки при плохой освещенности среди недорогих камер обладают видеокамеры Canon серии MV4X0i ($720–900), но максимально возможное для любительской съемки качество в таких условиях достигается у 1 ПЗС камер стоимостью от $1000. Это камеры Canon MV30i и Panasonic MX8EN. Что касается еще более дорогих 3 ПЗС камер, то все они хорошо, насколько это возможно для любительской видеокамеры, снимают в условиях плохой освещенности.

К примеру так работает режим Ночная съемка (Color Night View) в Panasonic NV GS33GC-S. Необязательно включать свет: система Colour Night View обеспечивает получение цветного изображения даже в условиях недостаточного освещения. При съемке обычной камерой цвета получились бы блеклыми, а сам объект съемки было бы трудно рассмотреть.
Так как функция Color Night View автоматически уменьшает скорость затвора, в режиме видеосъемки возможен эффект смазывания контуров.

Размер матрицы

Чувствительность и размер матрицы непосредственно связаны между собой. Чем больше размер матрицы, тем больше площадь пикселя и тем выше чувствительность. В последнее время «хитрые» производители, понимая, что их будущий покупатель обращает внимание в основном на количество пикселей, не обращая внимания на уменьшение размера матрицы. Зря, между прочим, поскольку к этой нехорошей тенденции очень подходит фраза «дурят нашего брата, ох, дурят!» Понятно, что производитель при установке маленькой матрицы существенно экономит на одном из самых дорогостоящих компонентов камеры. Потребитель, то есть мы с вами, взамен получает очень неважную чувствительность при съемках с плохой освещенностью. А ведь в категорию таких съемок попадают практически все домашние съемки при электрическом освещении, съемки в сумерках, у костра на пикнике и т. п. Поэтому не следует приобретать камеру с размером матрицы менее 1/4 дюйма. Типичные размеры матриц у любительских камер прошлого года 1/4, нынешнего 1/6.


Карты памяти

Возможность записи фотоснимков на специальные карты памяти сейчас стала очень модной, и в рекламных компаниях некоторых известных фирм такая возможность ставится чуть ли не на первое место среди всех достоинств видеокамеры. Так ли это на самом деле? Правильный ответ на этот вопрос звучит так: если камеру предполагается использовать в связке с компьютером для монтажа видеофильмов, то только у видеокамер с ПЗС на один миллион пикселей или более применение подобной карты памяти имеет смысл. Все видеокамеры с мегапиксельными ПЗС оснащены такими картами, иначе столь большое количество пикселей просто невозможно использовать.

Во всех остальных случаях приобретение при прочих равных условиях камеры с поддержкой записи на такую карту памяти будет пустой тратой денег, так как на карту будут записываться фотографии с худшим, чем на ленте разрешением (как правило, это 640х480) и, соответственно, худшим качеством изображения. Поэтому, например, нет смысла приобретать из камер одной серии более дорогую модель, поскольку вы заплатите лишние деньги за гипотетическую возможность пользоваться картой памяти. Например, разница в стоимости видеокамер Panasonic DS28EN и DS38EN составляет около $80, но никакой разницы в параметрах и качестве съемки между ними нет, дополнительные деньги взимаются только за возможность использования карты памяти. Аналогичная ситуация с видеокамерами Canon MV400i и MV430i.

Встроенные эффекты

Еще один из параметров видеокамеры, на который не стоит обращать внимание. Мало того, настоятельно рекомендую забыть о существовании в видеокамере возможности наложения эффектов и никогда их не применять. Применение эффектов во время съемки отвлекает оператора и, самое главное, оно необратимо. Если при редактировании на компьютере вы можете посмотреть результат применения эффекта и изменить его или отменить совсем, то после эффектов от видеокамеры ничего уже изменить нельзя. Можно только удалить фрагмент вашей съемки.

Габариты и вес

Габариты и вес камеры в некоторых случаях очень важны — если камера рассчитана на съемки в походах, горах и т. п. Камеры весом более 1 килограмма неудобны для использования в подобных условиях, да и для обычной эксплуатации они тяжеловаты, особенно если съемки будет делать женщина. Вес прямо пропорционален размеру, а с большой камерой неудобно ходить даже на экскурсию, не говоря о горах и горных лыжах.

Существует другая крайность — камеры сверхмалых габаритов и веса (до 450 грамм). Эти камеры очень удобны в переноске, их можно носить в кармане или дамской сумочке, но за все надо платить — ряд подобных камер чрезвычайно неудобны в использовании. Например, на одной сверхмалой камере очень известной фирмы управление увеличением/приближением выполняется безымянным пальцем, а это приводит к таким огрехам при съемке, что смотреть результат потом приходится без всякого удовольствия. Кроме этого, сверхлегкие камеры слишком сильно «дрожат» в руке оператора, и зачастую никакой стабилизатор этой ситуации не исправляет. Из-за малых размеров звуки от работы механики камеры, трения рук о ее корпус и т. п. легко записываются микрофоном камеры.
Поэтому оптимальным весом для видеокамеры можно считать 600–800 грамм. Габариты подобных камер также соответствуют их весу, и камеры с такими размерами достаточно удобны в эксплуатации.

Субъективные параметры


Качество съемки

Самый важный параметр для любой видеокамеры, но, к сожалению, совершенно субъективный. Очень трудно определить качество съемки «на глаз». Хороший критерий качества — съемка и внимательное изучение результатов съемки прямо в магазине, где освещение обычно оставляет желать лучшего. Как правило, если видеокамера хорошо снимает при плохой освещенности, то она будет хорошо снимать и при нормальной освещенности. Единственное «но» — всегда следует сравнивать ту камеру, которую предполагается купить, с камерой, которая заведомо хорошо снимает в подобной обстановке. Иначе на неопытный взгляд начинающего любая камера покажется хорошей. Конференции в сети забиты сообщениями «я купил камеру ххх, это великолепная камера, снимает отлично, очень удобна и т.д. и т.п.». Случаи объективного отношения владельца к новой покупке крайне редки, поэтому на мнения владельцев стоит обращать внимание только в случае умения читать «между строк».

Удобство работы

Удобство работы является вторым по важности фактором после качества съемки, на который, к сожалению, обращают внимание только после начала эксплуатации видеокамеры. Какие факторы могут осложнить управление камерой и сделать фактически невозможными некоторые виды съемок? Это, например, управление ручными режимами — фокусировкой, экспозицией, балансом белого и т.п. только через меню; или кнопка входа в меню находится под ЖКИ-дисплеем с левой стороны камеры.

Вот типичный пример неудачной съемки камерой с таким управлением (подобных камер, к сожалению, очень много): вы стоите на берегу синего моря, солнце светит на вас со стороны моря, и вдруг вы видите заходящую на вас над морем красивую птицу (или не менее красивую девушку), причем объект съемки, к сожалению, занимает незначительную часть кадра. Что делать? Если снимать на автомате камеры, то очень хорошо получится только море как более яркое, а желаемый объект съемки будет темным и неразличимым, так как автомат измерит экспозицию для основного (по площади) изображения. Понятно, что нужно перейти на ручную экспозицию, но для камеры с таким «удобным» управлением придется открыть ЖКИ-монитор (при этом видоискатель автоматически выключится и изображение будет только на ЖКИ. Напоминаем, что светит солнце и изображение на ЖКИ будет весьма трудно разглядеть), нажать кнопку вызова меню, затем, с большим трудом разбирая меню на ЖКИ, неоднократно прибегая к богатым возможностям русского языка, найти управление экспозицией и, наконец, о счастье, начать ее изменять.

Совершенно очевидно, что в 99% случаев птица уже улетит (девушка уйдет), не говоря уже о том, какие фразы будут мысленно произноситься во время всех этих манипуляций.

Поэтому совершенно ясно, что, выбирая камеру, надо просто проделать операции быстрого перехода с автоматического на ручные режимы (в первую очередь, это экспозиция и фокусировка) и посмотреть, насколько быстро это можно сделать при ЛЮБЫХ внешних помехах, таких как яркий свет, например. Камера с прямым удобным доступом к ручным режимам позволяет установить экспозицию и/или фокус очень быстро, и хорошие кадры потеряны не будут.

Также надо обязательно оценить удобство управления трансфокатором (приближением/удалением). Он должен легко управляться указательным пальцем руки, без дерганий и задержек.

Сопряжение с компьютером

По этому параметру сейчас все цифровые камеры приблизительно равноценны. Необходимо только проследить наличие входа по IEEE-1394 (DVin). Этот вход должен быть обязательно, иначе монтаж и вывод результатов монтажа с высоким качеством будет крайне затруднен или даже невозможен. Отдельные «умельцы» умудряются продавать в России камеры, предназначенные для поставки в страны ЕЭС, с заблокированным DV входом. Такие камеры также приобретают и наши туристы в Андорре, например, прельстившись чуть более дешевыми видеокамерами. Поэтому даю бесплатный, но бесценный совет: никогда не покупайте камеры в Европе. В подавляющем большинстве случаев они не будут дешевле, чем в России, если использовать могучие возможности сети для поиска камеры по «правильной» цене, а не бежать в ближайший магазин известной торговой сети. Риск же купить заблокированную камеру в Европе очень велик, а за разблокировку с вас возьмут денег, не менее $50, что сразу же омрачит радость от «дешевой» европейской покупки. Про гарантию лучше вообще умолчать, дабы не расстраиваться еще больше.

Все это хорошо, скажет любознательный читатель, а что же купить конкретно? Позволю себе дать несколько наиболее оптимальных на сегодняшний день по соотношению цена/качество вариантов приобретения цифровой камеры в зависимости от вашего бюджета. Готовясь к покупке, всегда прибавляйте $60–100 к стоимости видеокамеры, поскольку обязательно потребуется приобрести второй и более емкий аккумулятор, приличную сумку и ультрафиолетовый фильтр, защищающий от внешних воздействий объектив. При минимально возможной сумме лучше всего купить либо Panasonic DS28EN, либо Panasonic NV-GS33. Стоимость этих камер не превышает $650 (здесь и далее будут приводиться реальные цены, по которым можно купить видеокамеры через сеть). Про эти камеры можно сказать только одно: своих денег они стоят, но не ждите от них большего. Если денег больше, то лучшим выбором будет видеокамера Canon MV400i ($720–750) — компактна, удобна, вполне прилично снимает при плохой освещенности. Ее дизайн особенно нравится представителям прекрасного пола.

Дальше — больше. Canon MV30i ($1030–1080) — самая недорогая видеокамера с оптическим стабилизатором и великолепной, сравнимой с 3 ПЗС камерами цветопередачей. Для тех, кто может позволить себе еще большие траты, рекомендую Panasonic MX8EN ($1250) — хорошее качество съемки в любых условиях, высокая четкость изображения и ряд приятных дополнений, таких как цифровой диктофон, что очень удобно для записи рассказа экскурсовода, например. Если же ограничений в затратах нет, то лучшим выбором будет 3 ПЗС видеокамера Panasonic MX350EN ($1750).

Возникает резонный вопрос: разве нет еще более дорогих камер? Есть, безусловно есть, но для любителей они неудобны, поскольку имеют солидные размеры и вес. Бегать с такой камерой по пляжу или снимать улочки Барселоны в течение летнего жаркого дня — удовольствие небольшое. Попытка же вручить такую камеру своей спутнице может повлечь за собой серьезные проблемы на отдыхе. Да и «почувствовать разницу» в качестве съемки между камерами за $1750 и $3500 дано, к сожалению, не всем.

Наверное, вы заметили, что среди рекомендуемых видеокамер нет камер одной очень известной фирмы. Это не случайно, к сожалению. 1 ПЗС камеры Sony отличаются от камер фирм конкурентов тем, что заметных, «бросающихся в глаза» различий в качестве съемки между камерой Digital 8 за $600 и камерой miniDV за $1500 нет. Отсутствие явных различий не было бы смертельным, хотя сам по себе факт забавный, но есть еще одна «мелочь»: у 1 ПЗС камер Sony нет подстройки баланса белого, и качество съемки при плохом освещении по этой и по ряду других причин, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Конечно, 3 ПЗС камеры Sony, рассчитанные не на обычного любителя, очень неплохи, но снискавшая себе заслуженное уважение камера TRV900 ($2000), выпускавшаяся три (!) года, снята с производства, а заменившая ее модель еще не появилась на рынке. Поэтому, если вы поклонник Sony, смело покупайте себе самую дешевую miniDV модель и не тратьте напрасно деньги на более дорогую — различных «фич» будет больше, но качество съемки останется практически таким же.

Хотелось бы также посоветовать не зацикливаться на выборе единственно правильной видеокамеры. Есть очень верное утверждение, можно считать его аксиомой — интересный фильм, снятый любой цифровой видеокамерой, будут смотреть вне зависимости от нюансов качества съемки; фильм скучный смотреть не будут, даже если он снят великолепной дорогой видеокамерой.

В заключение несколько полезных советов по съемке в долгожданном отпуске. Самый первый и самый важный — никогда не экономьте кассеты. Снимайте больше, снимайте все подряд, снимайте не задумываясь. Помните, что вы в отпуске и развлекаетесь, снимая, а не работаете оператором, который изредка отдыхает от съемок. Постоянные мысли о том, стоит ли объект съемок, очень часто отравляют все впечатления увиденного. Считайте, что любой мало-мальски интересный объект надо снять. Потом, вернувшись домой и сбросив отснятое видео на жесткий диск вашего компьютера, вы легко удалите все то, что не стоит показывать в вашем будущем фильме. Но, согласитесь, если вариантов много, то и вероятность создать интересный фильм о своем отпуске куда больше.