Расскажи друзьям об этом:

История виноделия

Известно, как высоко ценили вино древние. «Истина в вине», — говорили они. Древние греки презирали все другие напитки и ставили вино на первое место. Y них существовало и божество виноделия — Дионис, которого римляне называли Вакхом и устраивали в его честь празднества с возлияниями, т. н. вакханалии.

Древнегреческая интеллигенция тоже не избегала употребления «дара богов». Наиболее известны греческие симпозиумы, своеобразные философские беседы друзей-мудрецов в обществе приятных образованных женщин, обязательно сопровождавшиеся хорошей музыкой и питьем вина. А великий философ Эпикур, всю жизнь проповедовавший гедонистический идеал мудреца, получающего от мира все возможные радости и наслаждения, решил встретить свою смерть весело и без боли: перед кончиной он выпил кубок вина…

Известно, что истребленные в IX в. шотландские племена — пикты — готовили из лекарственных трав вересковый эль (мед).

Печальной судьбе этого народа и утрате их рецепта приготовления верескового меда посвятил замечательное стихотворение знаменитый писатель Р. Д. Стивенсон, автор «Острова сокровищ». Возможно, для приготовления этого меда использовались пижма и будра: их народные английские названия так и звучат — «эль» (пижма) и «эльхуф» (будра)…

Целительные свойства различных алкогольных напитков человек познал в глубокой древности. Дошедшие до нас скудные летописи приводят примеры волшебного исцеления знатных людей и народных героев, отведавших этого чудесного зелья. Употребление настоек ядовитых трав позволяло вырабатывать невосприимчивость к подобным ядам. Это было полезно для тех высокопоставленных вельмож и могущественных
царей, которые опасались, что враги прежде времени отправят их к праотцам…

Впоследствии, в средневековье, использование настоек различных ядовитых растений возобновилось, но на сей раз оно преследовало совсем иные цели: в средние века в среде медиков стало распространяться мнение, что ядами в малых дозах можно лечиться. Как удалось выяснить современной медицине, убеждение средневековых врачевателей и алхимиков — не заблуждение, определенные растительные яды действительно обладают терапевтическим эффектом.

Настойки приготавливались крепкими на основе самогона и легкими на основе пива. Пиво, богатое минеральными веществами, пользовалось в средневековье славой панацеи, а потому многие настойки в то время готовились на нем. Парацельс, основатель ятрохимии, делал в медицинских целях такие настойки, как папоротниковое пиво и пиво шалфейное. Папоротниковую настойку Парацельс рекомендовал при болезнях печени, а настойку шалфея — при заболеваниях верхних дыхательных путей.

Переспелые фрукты были очень популярны у первобытных людей. Многие современные племена и сегодня перезрелые, «настоявшиеся» плоды тонизирующих растений используют в совокупности с наркотическими веществами, чтобы входить в транс — общаться с духами, как они это называют.

Использование подобных плодов, по одной из версий историков, породило технику изготовления настоек. Постепенно вино в качестве необходимого атрибута таинств и ритуалов само стало предметом поклонения: появились культы вина и его богов. Как написано выше, расцвета культ вина достиг в Древнем Риме. Из Рима пришло в варварские языки слово biber — «напиток». Так варвары стали называть любой самогонный напиток. От этого слова произошло название пива по-
чти во всех современных европейских языках: английское beer, немецкое Bier, французское biere.

Только церковные праздники обходились без бражки, пива и самогона. На любом другом торжестве присутствие горячительных напитков становилось обязательным. Пир «на весь мир» сопровождался разливом самых разнообразных крепленых напитков. А первым гостям подавали «зелено вино» и лишь после подносили чары с пивом и медом. Не поднести вина на пиру всегда считалось обидой. Именно так обидел, если верить былине, Великий князь Киевский Владимир богатыря Илью Муромца.

Когда государство в те давние времена взяло под контроль торговлю спиртными напитками (монополия торговли), изготовление домашних напитков — пива, наливок, настоек и бражки — для личного потребления все еше разрешалось. Одна из многих причин этого кроется в том, что полная монополия изготовления домашних напитков привела бы к утрате семейных рецептов наливок, настоек и т. д. и т. п., что вызвало бы народное возмушение.

…Времена меняются, и сейчас полки магазинов буквально ломятся от изобилия алкоголя. Конечно, к праздничному столу их купить проше, но если у вас есть желание удивить гостей, подайте к столу что-то собственного приготовления. Наша книга поможет вам в этом.

Домашние вина — это алкогольные напитки, представляющие собой жидкие спиртовые извлечения из ягод и фруктов (что позволяет сблизить их с наливками) или лекарственных растений (настойки). Различие между ними заключается в том, что настойки применяются исключительно в лекарственных целях, тогда как наливки подают к столу в качестве алкогольных напитков. Принцип приготовления и тех, и других одинаков. С химической точки зрения, это вытяжки, в которых в качестве экстрагирующей жидкости выступает этиловый спирт, а проще говоря, водка.

Клетчатка растительного сырья, помещенного в вод-но-спиртовой раствор, разрушается; при этом вещества, содержащиеся в фруктах или ягодах, высушенных и измельченных частях лекарственных растений, смешиваются с экстрагирующей жидкостью, т. е. с водкой. В процессе фильтрации отсеивается разрушенная клетчатка, в результате чего получается напиток с запахом и вкусом соответствующего растительного сырья.

То, что процесс экстракции является основой всех рецептов приготовления вина, позволяет говорить, что все рецепты похожи друг на друга, различие состоит лишь в том, какое растительное сырье применяется, какие еше компоненты участвуют в процессе и сколько времени он занимает.

Приготовление домашнего вина — дело несложное вследствие своей дешевизны и доступности сырья, а потому имеет большую популярность в народе.

В нашей книге достаточно рецептов для того, чтобы понять, что при кажущемся их однообразии они не повторяются: каждый напиток имеет свое название, свои особенности приготовления — одним словом, каждый рецепт оригинален.