Расскажи друзьям об этом:

На что вы имеете право, если вылет вашего самолета задерживается

Ситуация, когда отправление самолета по каким-то причинам задерживается, не редкость в наше время. Законодательство обязывает авиакомпании позаботиться о пассажирах. Что именно должна сделать авиакомпания и на что вы имеете право?

Покупая билет на самолет, вы заключаете договор с авиакомпанией. Сам билет и является договором. Перевозчик обязуется доставить вас в нужное место, а вы обязуетесь оплатить его услуги. Приобретя билет, вы выполнили свои обязанности по договору, то есть оплатили перевозку. Если ваш рейс задерживается или отменяется – авиакомпания нарушает данный договор и должна отвечать за это.

Однако существует такое понятие, как форс-мажор, и задержка рейса могла произойти по не зависящим от авиакомпании причинам.

Согласно ст. 795 ГК РФ за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

К таким обстоятельствам можно отнести плохие метеоусловия (испортившуюся погоду), стихийное бедствие, катастрофу, угрозу террористического акта, неисправность самолета, требование органов безопасности, забастовку персонала и т. п. В подобных ситуациях авиакомпания освобождается от ответственности за исполнение договора, и получить от нее компенсацию нанесенного вам ущерба не удастся.

Если же вылет задержался или был отменен по другим причинам, несомненно, виноват перевозчик и вы имеете право на компенсацию, пусть даже билеты на рейс приобрело только 10 человек и компания отменила его как невыгодный.

То, что вам нанесен ущерб, придется доказывать в суде. Сделать это можно как по месту регистрации авиакомпании, так и по вашему месту жительства. Позаботьтесь о документальном подтверждении причиненного ущерба. Это могут быть и билеты на концерт, на который вы опоздали из-за задержки рейса, и туристическая путевка с оплаченными отелем и экскурсиями. Обычно суды назначают сумму компенсации, которая покрывает все издержки.

Возможно, впрочем, что вы летите навестить родственников и в связи с задержкой рейса ничего не теряете, если не считать времени, потраченного в аэропорту. На что вы имеете право во время этого томительного ожидания?

Согласно п. 99 Федеральных авиационных правил (Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей), утвержденных приказом Минтранса РФ от 28 июня 2007 г. №82, при задержке или отмене рейса авиакомпания обязана:

■ организовать хранение багажа;

■ предоставить комнату матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет;

■ при ожидании отправления рейса более двух часов – обеспечить прохладительные напитки, два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте;

■ при ожидании отправления рейса более четырех часов – обеспечить горячим питанием (и далее каждые шесть часов в дневное время, и каждые восемь часов в ночное время);

■ при ожидании вылета более шести часов в ночное время – обеспечить размещение в гостинице, трансфер;

■ при ожидании вылета более восьми часов в дневное время – обеспечить размещение в гостинице, трансфер.

В соответствии с теми же правилами все это авиакомпания обязана сделать за свой счет, то есть совершенно бесплатно для вас, и вне зависимости от причин задержки рейса.

Кроме того, если причиной задержки не является форс-мажор, авиакомпания обязана выплатить вам 3% стоимости авиабилета за каждый час ожидания как компенсацию за опоздание (п. 5 ст. 28 ЗоЗПП), а также 0,25 МРОТ за каждый час ожидания как штраф (ст. 120 Воздушного кодекса РФ), но не более чем 50 % стоимости билета.

Как правило, крупные авиакомпании исполняют данные требования законодательства, но нередки случаи, когда перевозчики игнорируют эти нормы.

Что же делать, если никто не собирается вас поить и кормить, хотя положенное время уже вышло? Юристы рекомендуют пообедать самостоятельно и предъявить счет за обед авиакомпании. Она обязана будет его оплатить.

Вам необходимо подойти к стойке регистрации и получить справку с указанием времени задержки рейса или поставить на билете специальный штамп. Этим вы документально подтвердите задержку рейса. Через два часа после момента предполагаемого вылета по расписанию вы вправе купить себе прохладительные напитки, через четыре – сходить пообедать в ресторан, через шесть – отправиться в гостиницу. При этом важно сохранять все чеки и счета.

Теоретически вы можете заказать президентский люкс в дорогом отеле и сходить в самый лучший ресторан, но потом вам придется доказывать в суде, что это была необходимая и вынужденная мера. Лучше всего выбрать ближайшую гостиницу и пообедать в недорогом ресторане. Тогда доказывать ничего не придется. Однако делать это самостоятельно вы можете, только если авиакомпания не организовала обед или гостиницу для всех пассажиров. Иначе никто не оплатит вашу самодеятельность.

После этого напишите заявление в авиакомпанию с просьбой возместить все расходы и выплатить компенсацию за задержку. К заявлению приложите все чеки (за обеды, гостиницу и т. п.), справку о задержке рейса, выданную на стойке регистрации, и сам билет. Чаще всего авиакомпании не доводят дело до суда, так как для них оно заведомо проигрышное, и возмещают все расходы пассажира, связанные с задержкой рейса. Если не было форс-мажора, то и с компенсацией не будет проблем. Но если ответа не последовало – смело обращайтесь в суд.

Многие пассажиры думают, что данные правила распространяются только на регулярные рейсы. Это не так. Нет разницы, какой рейс задержан – регулярный или чартерный. Ответственность перевозчика одинакова.

 

ВАЖНО

Приведенные нормы полностью распространяются как на регулярные, так и на чартерные рейсы.

 

Совершенно по-другому дела обстоят, если перевозчиком является европейская компания, а также если самолет российской авиакомпании задерживается в Европе. Согласно Общим правилам компенсации и помощи пассажирам в случае отказа в посадке и отмены либо долговременной задержки рейсов (им подчиняются перевозчики, зарегистрированные в Европейском союзе, и все иностранные перевозчики, совершающие посадку в европейских городах) авиакомпания обязана не только накормить вас и отвезти в гостиницу, но и дополнительно выплатить от 250 до 600 евро в зависимости от срока задержки и дальности полета.

Солидные западные перевозчики обычно не ждут, когда вы начнете требовать обед и компенсацию, а своевременно накормят вас, отвезут в отель и выдадут деньги. Кстати, доказывать, что в результате задержки рейса вам нанесен ущерб (например, сорвалась сделка), лучше всего в суде той страны, где зарегистрирована авиакомпания. Там можно получить неплохую компенсацию за моральный вред и упущенные доходы. В России это сделать не удастся: нет прецедентов.

Таким образом, если ваш рейс задерживается, вы имеете полное право на бесплатный обед и гостиницу вне зависимости от причин задержки рейса. При отказе авиакомпании организовать это в добровольном порядке вы можете «самостоятельно выполнить обязанности авиакомпании», а потом потребовать от нее компенсации всех ваших расходов. Вам также обязаны выплатить компенсацию и штраф, если рейс задержан не по форс-мажорным причинам. Суды в таких делах обычно встают на сторону пассажиров.


Расскажи друзьям об этом: