Расскажи друзьям об этом:

ГОРА КЛЕМЕНТЬЕВА

Центр планерного спорта «Карадаг»

с. Отважное, гора Клементьева тел. +38 0 6562 24458,+38 0 50 9424328, +380 954025571

Гора Клементьева, или Узун-Сырт (тюрк. — «длинный хребет, спина»), — настоящая Мекка дельта-, мото-, пара-и просто планеристов со всех просторов бывшего СССР и зарубежья. Гора, на которой была заложена основа высших достижений отечественного самолетостроения. Началом стали Всесоюзные планерные слеты-состязания (ВПС), начавшиеся с 1923 года и повторившиеся 11 раз до 1935 года. Здесь же в 1929 году по инициативе С. В. Ильюшина и А. А. Сень-кова была организована Центральная планерная школа (с 1931 года — Высшая летно-планерная школа), с ее деятельностью связаны имена О. К. Антонова,

Горой Клементьева Узун-Сырт стали называть в честь морского летчика Петра Клементьева, который погиб 11 сентября 1924 года во время II Всесоюзных планерных слетов, выполняя 23-й полет на планере собственной конструкции «Комсомолец». Еще ее называют Летной, Крылатой и просто — Горой. С большой буквы.
С. В. Ильюшина, А. С. Яковлева, А. Н. Туполева, С. П. Королева, К. К. Арцеулова.

Каковы особенности горы Клементьева? Этот «щедрый подарок природы», как называл его Арцеулов, является естественной границей между степным Северным Крымом и Южным горным. Напоминая по форме вытянутую подкову, Узун-Сырт будто обнимает чашеобразную Барыкольскую (тюрк, «бары» — собака, «коль» — высыхающее озеро) долину со дна которой идут мощные восходящие потоки. Пологие невысокие стены горы позволяют ветрам плавно перемещаться по ним, поднимаясь на северную часть — обширное плато, создавая потоки обтекания. Этот уникальный рельеф создает эффект воздушного лифта, необходимого для полета планеров.

Солончаковое озеро Барыколь, пересыхающее летом и покрытое пухлым солончаком, — геологическая загадка. Здесь не протекала река и не было деятельности других текучих вод, поэтому есть предположение, что это котловина тектонического происхождения.

Открытие сделано было Константином Арцеуловым в 1916 году. В годы Первой мировой войны Арцеулов совершил более 200 боевых вылетов и был удостоен пяти орденов. А в том же году, когда открыл для планеристов Узун-Сырт, — 1916-м, — стал победителем «штопора». В 1933-м он был репрессирован, после частичной реабилитации в 1937 году был вынужден оставить летное дело и стал художником. Второй его талант — наследственный, К. К. Арцеулов — внук И. К. Айвазовского, проведший в доме деда все детство, единственный человек, допускавшийся в мастерскую великого художника во время работы.

Еще одно великое имя, неразрывно связанное с коктебельским планеризмом, — имя С. П. Королева. Впервые,
тогда еще простой студент МВТУ приехал в Коктебель на IV планерные состязания. А на VII состязаниях прославился благодаря представленному им планеру «Красная звезда». Пилот-паритель Сте-панченок впервые в мире исполнил на «Красной звезде» мертвую петлю, да не одну, а три в одном полете!

Самый плодовитый конструктор-планерист, авиаконструктор-академик О. К. Антонов, также начинал свой профессиональный путь на склонах Узун-Сырта. Первый планер («Голубь»), с которым 18-летний Антонов принял участие во II Всесоюзных планерных испытаниях в Коктебеле, был построен в 1924 году. Первенец будущего создателя многоцелевого Ан-2 и самого грузоподъемного самолета в мире Ан-124 «Руслан» «доводился до ума» с помощью деталей от потерпевших аварию планеров, а для шасси использовались даже круги сидений от венских стульев.

«Были фрегаты, крейсеры, линкоры, теперь появились атомные суда, а парусные яхты остаются. Так и планеры. Их будут строить и летать на них до тех пор, пока будут восходящие потоки и будут люди, стремящиеся летать. Они останутся навсегда».

О. Антонов

Памятник-планер на Узун-Сырте, установленный 9 сентября 1973 года в честь 50-летия планеризма, — копия антоновского создания. Семиметровый постамент, сверкающий на солнце дюралевой обшивкой, увенчан раскинувшим в простор крылья рекордным А-13. Несколько раз сильные ветра уносили планер, но в 2003 году щмятник был реконструирован. Последний вариант обладает свойствами флюгера.

В 80-е годы на горе Клементьева были восстановлены строения Высшей летнопланерной школы. Ежегодными стали майские полеты-соревнования на воздуш-
ных шарах и международный фестиваль «Воздушное братство». Гости фестиваля могут участвовать в полетах в качестве пассажиров. Ярким зрелищем являются и авиамодельные соревнования.

Начинающим мото-, дельта-, пара- и просто планеристам в первую очередь необходимо обратиться к профессионалам, чтобы найти опытного летного инструктора, обязательно с соответствующей лицензией.

Прежде чем отправляться на Узун-Сырт, обратите внимание на погоду. Лучшим признаком являются плотные одиночные (!) кучевые облака — «бомбы», или «бамбулы» на сленге планеристов. Они говорят о наличии мощных восходящих потоков, необходимых для успешного парения. Неплохим признаком являются и «вспышки» — только начинающие формироваться кучевые облака. Хуже, если вы наблюдаете, как погода «выпустила когти» — когда небо покрывается перистыми облаками в виде кривых мазков кисти. Такие «когти», или «перья», предвещают плохую погоду с ослаблением восходящих потоков, а то и появление «одеяла» — слоистых облаков. «Одеяло» существенно сокращает количество солнечной энергии, попадающей на землю, уменьшает прогрев, количество и мощность восходящих потоков, соответственно — лишает вас возможности получить истинное удовольствие от полета. А вот если вы услышали от знакомого планериста, что сегодня «и заборы (кирпичи) летают», — бегом на Узун-Сырт!

Отправляясь кататься на параплане или дельтаплане, позаботьтесь в первую очередь об удобной прочной обуви. Она вам очень пригодится во время приземления. Кроме того, желательно избегать одежды с большим количеством шнурков, завязочек, вообще деталей, которые могут как-либо зацепиться за конструкцию летательного аппарата.

«Отчего люди не летают, как птицы?» — в наши дни вопрос риториче-
ский. Летают, и еще как. Если ваша душа жаждет полета — приезжайте на гору Клементьева.