Расскажи друзьям об этом:

НАВСТРЕЧУ БЕССМЕРТИЮ

Во все времена человек старался проникнуть в главную тайну бытия: что за смертным порогом?

НАВСТРЕЧУ БЕССМЕРТИЮ
НАВСТРЕЧУ БЕССМЕРТИЮ

Еще Платон полагал, что «смерть есть разделение бесплотной части живой личности, души, от ее материальной части — тела.

Душа не подвержена времени… Душа может встречаться и беседовать с духами, с духом-хра-нителем. На пути от земли к будущей жизни души проходят суд. Высшие существа судят людей».

«Людей ждет по смерти то, чего они не ждали и о чем не гадали», — заметил древнегреческий философ Гераклит, однако так и не расшифровавший свое загадочное утверждение.

Геродот, описывая нравы египтян, с удивлением отмечал их культ животных: «Трупы кошек отвозят в город Бубастис, бальзамируют и погребают там в священных покоях. Собак же хоронят каждый в своем городе в священных гробницах…». Однако

культ животных был лишь составной частью всеобщего культа природы. Не менее удивительные почести египтяне воздавали деревьям и растениям. Египетские боги были многочисленны и в них человеческий облик сочетался с обликом какого-либо животного. Фараоны еще при жизни почитались богами, что, само собой, подразумевало беспрекословное послушание: бунт против царя расценивался как бунт против бога.

Египтяне верили, что смерть означает не конец человеческого существования, а лишь переход в иной мир. Загробную жизнь они представляли, как продолжение значительно улучшенной земной жизни. Основным условием для осуществления такого перехода они считали сохранение тела умершего -отсюда высочайшее искусство бальзамирования и сооружение гробниц, надежно охранявших мертвых от живых.

«Воистину, как живет Осирис, так живешь и ты», — написано на стенах этих гробниц. «Воистину, как не умер Осирис, так не умрешь и ты. Воистину, как не исчез Осирис, так не исчезнешь и ты».

Однако, если дух древнего грека или римлянина попадал в загробное царство без особых затруднений, то египтянину приходилось преодолевать множество препятствий, причем на каждом шагу его подстерегала опасность второй — окончательной -смерти.

В «Книге мертвых» на этот счет даны подробные указания и заключен перечень препятствий, ожидающих мертвого в загробном мире. Но, даже благополучно преодолев все препятствия, умерший должен был пройти последнее испытание перед богом Осирисом.

На каждый вопрос должен был последовать самый искренний ответ, в противном случае на весах, где на одной чаше лежало сердце умершего, а на другой — страусовое перо богини истины и справедливости Маат, — чаша с сердцем немедленно поднималась вверх, ибо оказывалась легче истины.

Только после вынесения приговора умерший мог вступить в царство Осириса или окончательно уничтожался в утробе Пожирательницы…

Юлий Цезарь считал, что причиной поразительной смелости кельтов и отсутствия у них страха смерти является их вера в то, что души не уничтожаются, а переходят после смерти из одного тела в другое. Благодаря этой убежденности, у людей не возникало страха смерти, и они становились смелее.

Эту же мысль повторил в XVIII в. Вольтер: «Рождаться дважды — не более удивительно, чем один раз: все в природе подчиняется закону возрождения» (Вольтер. «Философский словарь»),

Артур Конан Дойл задавался вопросом: где мы были перед тем, как были рождены? И отвечал: «В системе медленного развития на пути реинкарнаций с долгими интервалами отдыха между ними… На естественный вопрос, а почему мы тогда не помним этих существований? — мы можем ответить, что такие воспоминания бесконечно бы усложнили нашу теперешнюю жизнь. Эти существования, вероятно, образуют цикл, который становится для нас совершенно ясным. Когда мы придем к его концу, тогда мы, может быть, сможем увидеть ряд жизней, нанизанных на одну личность. Может быть, те смутные узнавания и воспоминания, которые иногда слишком детальны, чтобы их можно было

объяснить просто атавистическими впечатлениями, доказывают то же самое».

Еще более парадоксально высказывался Генрих Гейне: «Кто знает, в теле какого портного находится сейчас душа Платона, в теле какого школьного учителя — душа Цезаря? Кто знает! Может быть, душа Пифагора находится сейчас в теле бедного ученика, который провалился на экзамене потому, что не смог доказать теорему Пифагора…»

Тем не менее, основной трагизм жизни сохраняется и по сей день. По существу, все мы на положении смертников, не зная лишь времени «исполнения приговора».

«Что же поддерживает человека, — пишет Ги де Мопассан, — что заставляет его любить жизнь, смеяться, веселиться, чувствовать себя счастливым? Иллюзия. Она успокаивает и убаюкивает нас, вечно обманывая и обольщая! Она надевает на наши глаза то голубые, то розовые очки, спускается к нам с первыми лучами восходящего Солнца, витает вокруг нас, купаясь в бледном сиянии Луны. Она струится перед нами в водах прекрасных рек, растет вместе с травой, цветет вместе с цветами, бродит в вине, пьянит нас, чарует, сводит с ума.

Она скрывает от нас ужасную извечную тщету жизни, видоизменяет облик вещей и вместо постоянно подстерегающего нас горя показывает лишь постоянно ускользающее от нас счастье.

Благодаря иллюзии — матери находят утешение после смерти детей. Благодаря иллюзии — старики еще могут смеяться! Иные утрачивают иллюзию, эту великую лгунью, и неожиданно видят жизнь, голую, бесцветную. Эти люди кончают с собой, бросаются с мостов в воду, травятся фосфорными

головками спичек, белым порошком мышьяка, вставляют себе в рот дуло пистолета. Ведь достаточно обманщице поднять вуаль, наброшенную ею на мир, достаточно людям разочароваться в любви, увидеть крушение своих надежд, чтобы им все стало ясно, и они предпочли покончить счеты с жизнью».

Итак, для одних земная жизнь — это все, для других — эго период перед новым переходом к другой жизни. Тайна мира всегда останется тайной. Но всегда останется и желание познать ее, что рождает все новые гипотезы и провидения.

Г. Фехнер — немецкий физиолог, психолог и философ писал: «Человек живет не один раз, а три. Первая ступень его жизни — непрерывный сои (в утробе матери), вторая — чередование сна и бодрствования, третья — непрерывное бодрствование.

На первой ступени человек прозябает в сумерках одиночества, на второй — он живет личной жизнью и одновременно вступает в общение с другими людьми, в лучах света, озаряющих ему мир явлений, на третьей — его духовная жизнь переплетается с духовной жизнью других людей для высшей жизни во Всевышнем Духе, в Котором созерцается сущность всего преходящего.

На первой ступени из зародыша развивается тело, которое создает себе органы, необходимые для второй, на второй — пробуждается дух и создает собственный орган для третьей, на третьей -развивается божественное начало, которое заложено в душе каждого человека. Уже здесь оно раскрывается в отдельные моменты предчувствий, интуиции, прозрения и т. д. Это — потустороннее существование, которое темно пока для нас и ясно как день для душ, достигших третьей ступени бытия.

Переход с первой ступени на вторую называется «рождением», переход со второй на третью -«смертью».

Вольно или невольно автор упускает еще одну возможную ступень, которая называется «бессмертие».

Грандиозные гробницы-пирамиды, сложнейший процесс бальзамирования, достигший высочайшего уровня в Древнем Египте — превращение останков умершего в мумию, хранящуюся на протяжении тысячелетий — какой смысл вкладывали во все эти действия древние мудрецы? Почему наряду с постоянной заботой о душе они никогда не забывали и о телесной оболочке, постепенно превращающейся в иссохшую плоть?

Сегодня мы знаем, что в костях мумий скрыта информация генетического характера, достаточная, но заверениям ученых, для оживления этих мумий в обозримом будущем. Известно, что вся наследственная информация о любом живом организме сосредоточена в молекулах ДНК. Более того, недавно выяснилось, что ДНК может сохраняться практически тысячелетиями, являясь при этом самой сложной из известных молекул: ее информационная емкость на несколько порядков превосходит объем памяти современных компьютеров, обладая совершенно невероятной, почти мистической, устойчивостью.

Может быть, именно это обстоятельство привело директора Украинской секции Международной Академии наук (Сан-Марино) Михаила Попова к поразительному умозаключению, которое кажется столь же фантастичным, как еще недавно казались фантастичными разговоры о возможности воскрешения мумий.

«От предка к потомку, — пишет М. Попов, -переходит в хромосомах половых клеток ДНК, а в ней информация о родителях, дедушках, бабушках, всех предках. Через эту молекулу, которая состоит из двухсот миллиардов атомов, передаются потомкам черты лица, цвет волос и глаз, фигура, походка, привычки, наклонности, болезни — в ней программа построения организма. ДНК — это святая святых жизни.

Зная о поведении молекулы ДНК коринебакте-рий и растений, я заключил, что она имеет не только жизнь, но и разум. Такой вывод поначалу показался необычным, но по зрелому размышлению я пришел к убеждению, что в молекуле, состоящей из двухсот миллиардов атомов, может возникнуть мысль.

Центром высшей нервной деятельности человека является кора головного мозга, состоящая примерно из четырнадцати миллиардов нервных клеток-ней-ронов. Они разные, от каждой отходит от одной до тридцати связей (по-гречески — синапсов) к соседним нейронам. В этом обилии нейронов и изобилии синапсов рождается мысль. Среднее число связей у нейрона 15, умножая это число на количество нейронов, находим, что общее число связей в мозгу примерно 200 миллиардов. Наименьшее число связей у атомов, из которых построена ДНК, -одна (у водорода), наибольшее — пять (у азота и фосфора), среднее — три. Общее количество связей в молекуле ДНК шестьсот миллиардов, что в три раза больше, чем в мозгу. Таким образом, мне представляется, что вероятность возникновения мышления в молекуле ДНК выше вероятности возникновения мышления в мозгу.

В результате теоретических исследований электронной структуры ДНК и размышлений о ее

особенностях я пришел к заключению, что молекула дезоксирибонуклеиновой кислоты — это не вещество, а существо — существо, наделенное разумом и способностью принимать сообщения из будущего».

Чтобы понять, о какой информации из будущего идет речь, следует продолжить цитирование ученого.

«Зададимся вопросом: обладает ли мозг как целое свойством видеть будущее, или в каждой его клетке имеются органоиды, принимающие информацию из будущего? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться к существам, у которых мозга нет, и посмотреть, не могут ли и они чувствовать будущее. Безмозглыми существами являются, например, растения и микробы.

Систематическое изучение таинственных свойств растений физическими и телепатическими методами началось тридцать лет назад с экспериментов американских ученых Бакстера и Фогеля. Они установили, что растения исключительно чувствительны к изменениям окружающей среды и даже могут предчувствовать неблагоприятные для них отклонения. Например, если у березы много сока, то это предвещает дождливое лето, если она начинает желтеть с верхушки, — весна будет ранней, а если снизу — поздней. Итак, если будет дождливое лето, береза заранее выбрасывает влагу, готовясь к ее обильному поступлению через 3-5 мес. В зависимости от погоды, которая будет через 6-8 мес., она готовит в ветвях благоприятные для движения соков участки, сбрасывая в таких местах листву. Количество желудей и рябины также зависит от погоды будущего лета. Можно, пожалуй, догадаться, что сообщения о будущей погоде принимает органоид, отдающий распоряжения о росте и функционировании растения. А руководит

постройкой любого организма — животного, растения, микроба и даже вируса — находящаяся в глубинах хромосом молекула дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК). Эта догадка была подтверждена экспериментом, проведенным в 1930-х гг. в Казани врачом-микробиологом С. Вельховером.

В дыхательных путях человека постоянно находятся одноклеточные существа — коринебактерии. В нормальном состоянии они не проявляют себя, при неблагоприятных же для них условиях они вызывают дифтерию. С. Вельховер обнаружил и описал усиление активности коринебактерий, выражающееся в их интенсивном делении. А через несколько суток после этого на Солнце произошла вспышка. Видимо, бактерия предугадала будущую вспышку и начала размножаться, чтобы возникающий при солнечных вспышках поток радиации не уничтожил всю популяцию. Деление клетки состоит в том, что ее ДНК удваивается и вокруг образовавшейся ДНК формируется новая клетка. Значит, ДНК бактерии приняла сигнал о предстоящей вспышке и начала строить новую бактерию.

Итак, информацию о будущих событиях принимает молекула дезоксирибонуклеиновой кислоты. И в клетках зародыша человека именно эта молекула обладает сведениями о его будущей жизни и так располагает на ладони человека клетки, возникающие при делении, что они образуют рельефные папиллярные узоры и прогностические линии. Недаром ДНК называют самой главной молекулой жизни!»

Разумеется, столь незаурядный вывод украинского ученого еще нуждается в тщательной перепроверке, однако в нем чувствуется железная логика и непредвзятый научный подход, ожидающий своего

дальнейшего анализа. Во всяком случае, ДНК -это действительно сложнейший продукт эволюции живого мира, длившейся миллиарды лет

Анализ мумий фараонов, сохранявшихся в саркофагах от трех до пяти тысяч лет, действительно, подтвердил невероятно высокую сохранность в них ДНК. Более того, ученые, обратившись к останкам древних динозавров, возраст которых исчисляется 60-70 миллионами лет, пришли к выводу, что если собрать по кусочкам всю ДНК динозавров, то с помощью прогрессирующей науки лет через сто вполне возможно оживить этих представителей невообразимо далекого времени…

В Калифорнии, например, уже более четырех лет ведутся исследования ископаемых насекомых, оказавшихся замурованными в янтарь, и есть надежда, что лет через 20 люди воочию увидят древнюю стрекозу, последние представители которой вымерли 20 миллионов лет тому назад.

Бессмертие — давняя мечта человечества. Многочисленные мифы и сказания народов всего мира отразили эти мечты в самых удивительных вариантах. Сын бессмертной богини Нинсун — Гиль-гамеш отправлялся на поиски эликсира бессмертия, потеряв своего лучшего друга Энкида. Его бессмертный предок Утнапиштим помог Гильгамешу отыскать средство, хранящее тайну вечной молодости, но коварный змей похитил волшебный куст, скрывшись вместе с ним в недрах земли.

Богиня рассвета Эос влюбилась в прекрасного сына троянского царя Тифона и, чтобы никогда не расставаться с любимым, выпросила для него у олимпийских богов бессмертие. Однако, согласившись на ее просьбу, боги не даровали Тифону вечной

молодости, и, когда он состарился и стал немощен, любовь богини остыла.

Волшебные яблоки, ягоды и травы, дарящие молодость, существуют в легендах и сказках едва ли не у всех народов. Аристотель упоминает о Эпимениде — жреце и поэте с острова Крит, который, как утверждает легенда, прожил 300 лет.

Ученый и философ Роджер Бэкон писал о немце Папалиусе, который, находясь в плену у сарацин, выведал тайну снадобья, благодаря которому сумел прожить целых 500 лет.

Знаменитый английский писатель-фантаст Артур Кларк утверждает в своем прогнозе, что к 2090 году человечество будет обладать рецептом бессмертия…

А в Ватикане хранится копия одного любопытного документа, снятая с бумаг известнейшего в свое время графа Калиостро, покорившего высший свет едва ли не всех европейских столиц, включая Петербург. Вот что рассказывает Калиостро об избавлении от старости с помощью своего снадобья: «Приняв это, человек теряет сознание и дар речи на целых три дня, в течение которых он часто испытывает судороги, конвульсии, и на теле его выступает испарина. Очнувшись от этого состояния, в котором он, впрочем, не испытывает ни малейшей боли, на тридцать шестой день он принимает последнюю крупицу снадобья, после чего впадает в глубокий и спокойный сон. Во время сна с него слезает кожа, выпадают зубы и волосы. Все они вырастают снова в течение нескольких часов. Утром сорокового дня пациент покидает помещение, став новым человеком, испытывая полное омоложение».

Не только знаменитый маг, но и множество средневековых алхимиков тратили титанические силы

на поиски эликсира бессмертия. Они оставили сотни рецептов с замысловатыми смесями из минералов, трав, корней и, конечно же, таинственного «философского камня» — катализатора. К сожалению, все эти рецепты оказались зашифрованы столь надежно, что только лишь недавно в Венгрии, где в архиве одной из аптек был обнаружен манускрипт алхимиков XVI в., химикам-органикам удалось установить, что речь идет о бальзаме против 40 болезней, состоящем из 40 компонентов…

Практический шаг к бессмертию сделан и современной наукой. Это так называемое репродуктивное бессмертие, когда медики замораживают сперму для последующего осеменения, которое можно осуществлять даже после смерти донора спермы. Эта идея уже переросла в биомедицинскую практику, называемую крионикой ~ посмертное замораживание людей в расчете на возвращение к жизни, когда медицине станет доступно лечение любых болезней.

Югославским ученым уже удалось оживить крыс, охлажденных до 6 °С, а что касается людей, то известен случай с японским шофером Масатру Сайто, который, решив отдохнуть после сильной жары в кузове своего рефрижератора, был обнаружен в состоянии клинической смерти. Термометр в кузове показывал -10 °С. Тело водителя отправили в больницу, где врачи несколько часов спасали замороженного человека и, в конце концов, сумели его оживить.

В 1973 г. профессор психологии Д. Бэдфорд из Лос-Анджелеса, умирающий от рака легких, дал согласие на свое замораживание в жидком азоте, при температуре около -200 °С, с тем, чтобы ему возвратили жизнь, когда будет найдено эффективное средство борьбы с подобной болезнью.

А сегодня в США это уже реальная практика: подобным образом заморожено около ста человек. Там функционируют четыре центра криогенизации, и такие центры созданы уже во Франции и Японии.

Разумеется, подобное «бессмертие» могут позволить себе только очень обеспеченные люди, причем Американское общество крионики вовсе не гарантирует благополучное воскрешение — слишком много еще неясностей в этом вопросе. Сам процесс замораживания весьма сложен: чтобы не прерывался процесс окисления, в сосуды замораживаемого человека вводят специальные фармакологические растворы, после чего тело покрывают льдом. Кровь заменяют солевым раствором, в который добавляют жидкость с веществом, предотвращающим процесс кристаллизации в организме. После этого охлажденное тело заворачивают в специальное полотно и опускают в лед, где его температура снижается до -43 °С.

Конечно, не следует все это понимать так, что любой изъявивший согласие быть замороженным, получит такое право: по существующим американским законам замораживать живых людей нельзя. Подобная процедура может применяться только к тем, кого современная медицина уже не может спасти. По существу, речь идет о тех, кто по критериям медицины считается приговоренным к смерти. Главное препятствие на пути к воскрешению — возникновение серьезнейших проблем при размораживании. Правда, такие оптимисты, как лауреат Нобелевской премии в области химии Ричард Смолли, считают, что искусственные молекулярные устройства для «ремонта» клеток будут созданы уже в 2010 г. При этом, долговременная память человека, «записанная» в структуре соединений между клет-

ками мозга, должна полностью восстановиться. Во всяком случае, опыты, проведенные на крысах и собаках, выявили сохранение у них условных рефлексов после глубокого замораживания.

Впрочем, существуют и другие направления в этой области. Сенсационное открытие американских ученых Р. Райта и Дж. Шея из Техасского университета в Далласе, вполне возможно, позволит изменить ход наших биологических часов, запрограммированных природой. Дело в том, что при каждом делении клетки концы хромосом укорачиваются на одну и ту же длину, и при достижении определенного предела клетка умирает. Если бы не существовало так называемой теломеразы, удлиняющей хромосомы и, таким образом, продлевающей жизнь клетки, то она бы жила очень недолго, погибнув всего через 50 делений.

Американские ученые смогли так изменить те-ломеразу, что она стала работать гораздо эффективнее и, что главное, не утрачивая со временем способности наращивать хромосомы. Безусловно, это только начало нового метода, однако весьма перспективное.

Уже стал широко известен метод клонирования, позволяющий в принципе создавать идентичные копии животного и человека неограниченное число раз. Однако сразу после заявления англичан об успешном клонировании овцы по кличке Долли генетики всего мира единодушно заявили о категорическом запрете на проведение подобных экспериментов с людьми.

Тем не менее, может повториться история с созданием и применением атомной бомбы, которая более чем хорошо известна.

И, наконец, на подходе еще одно, совсем уж поразительное открытие, не требующее ни замораживания, ни клонирования, ни эликсиров бессмертия.

К 2010 г. генетики обещают до конца расшифровать геном человека, дающий волшебный ключ ко всей его ДНК. Развивая эту идею, можно прогнозировать, что вслед за этим по структуре ДНК, занесенной в память компьютера, удастся создавать ее живую копию!

Таким образом, если это действительно станет возможным, любому человеку в компьютере будет соответствовать свой файл, который при необходимости можно превратить в живое существо. Оно явится точной копией того, чей файл был взят. Вот только не ясно, что будет с душой этого создания, поскольку эта проблема подвластна, видимо, только Создателю.

Современные ученые более прагматичны, чем древние египтяне. На вопрос: «Какое из грядущих поколений может надеяться на вечную жизнь? -московский химик-биолог Николай Николаевич Исаев отвечает: — Наше с вами».

Суть его доказательств состоит в следующем. Лиственное дерево средней полосы осенью сбрасывает листья, какие бы идеальные условия ему ни создавать. У клена образование почек длится три недели. Когда почки немного вырастут, но еще не созреют, их все до одной выщипывают. Тем самым искусственно не допускают растение к фазе пожелтения листьев. И обманутое деревце все опять начинает сначала — на нем вновь появляются почки. Через три недели — снова удаление, и так без конца…

За рубежом аналогичный опыт был проведен с агавой мексиканской, которая обычно живет десять

лет. Так вот, на последнем году жизни у нее обрезали генеративный побег. И дерево жило сто лет — все время опыта. Между тем существует полная аналогия между растениями и животными. Принцип сохраняется тот же: нужно искусственным путем подавать в организм те продукты, которые «включают» очередную возрастную фазу. Эти продукты известны биохимикам — их три. Для двух из них известны ингибиторы — вещества, химически связывающие эти продукты и переводящие их в неактивное состояние. Осталось отыскать «тормоз» для третьего продукта, а это вполне реальная задача.

Если помечтать, в недалекой перспективе мы научимся не только зацикливать организм в определенном возрасте, но и перемещаться из одной фазы в другие, в том числе и в более ранние, т. е. будем путешествовать по возрастам. Человек сможет побывать и зрелым, и старым, вернуться в детство и вновь пережить юность…

Весь вопрос в том, достоин ли человек бессмертия. Ведь это не просто научная цель, это — награда человечеству за его духовную зрелость. Об этом еще Николай Федорович Федоров в своей книге «Философия общего дела» предупреждал.

И впрямь, может быть, только сегодня мы способны по-настоящему оценить Николая Федорова — человека, о котором знаменитый русский философ И. Ильин выразился следующим образом: «Во второй раз человечество увидело Сократа, т. е. человека, за которым уже кончаются возможности тварные и начинается боготварность».

И действительно, — не многие мудрецы древности достигали таких высот человеческого духа, как Н. Федоров, который поражал воображение даже

столь неординарных личностей, как Л. Н. Толстой или Ф. М. Достоевский. Незаконнорожденный сын князя П. И. Гагарина, он в 1849 г. окончил Тамбовскую гимназию и потом учился в знаменитом Ришельевском лицее в Одессе, правда, не закончив его. В 1867 г. он пешком пришел в Москву и работал в Чертковской библиотеке до 1874 г., перейдя затем на скромную должность библиотекаря Румянцевского музея. Именно здесь происходили встречи выдающихся мыслителей того времени. Личность Федорова стала в Москве легендарной, а сам он был образцом сердечной любви к людям. При его жизни почти ничего не было опубликовано, за исключением нескольких статей, и лишь после смерти его ученики смогли собрать и опубликовать труды учителя, в частности, главный труд «Философия общего дела».

В нем Николай Федоров бросает вызов трагической несправедливости жизни — смерти: мысль о том, что «чрез нас, чрез разумные существа, природа воссоздаст все разрушенное и разрушаемое по ее же слепоте» не давала покоя философу. В его капитальном труде раскрывается высший идеал преображения мира: овладение природой, переустройство человеческого организма, управление космическими процессами, создание нового типа общества и, наконец, работа над восстановлением умерших.

Люди, занятые постоянной враждой, которая с возрастанием технического прогресса может закончиться глобальной катастрофой, словно не замечают, что главной для них задачей должно быть преодоление чудовищно несправедливого закона природы — уничтожения всего живого. Такой грандиозной и весьма конкретизированной задачи мы не найдем, пожалуй, ни у одного из древних мудрецов.

При этом философ переворачивает все традиционные представления — и это еще до наступления XX в.! На место Пространства он ставит Время, а местом обитания называет не Землю, а… Космос. Для выполнения же этой, поистине вселенской, задачи он провозглашаем вместо постоянной вражды людей — их солидарность, а вместо привычного понятия чуда — знание и работу, создавая, таким образом, поразительную смесь мистицизма и радикального материализма.

Но если в христианстве, откуда, несомненно, заимствована эта идея, воскрешение возможно только в результате чуда, то Н. Федоров заявляет о возможности оживления умерших предков с помощью определенных физических и химических процессов. По его глубокому убеждению, божественная воля действует через человека как разумно-свободное существо, через единую соборность всего человечества. Другими словами, человек — орудие Бога, с помощью которого и должно совершиться обретение человечеством бессмертия!

Разумеется, что подобная интерпретация Божьего замысла выглядела в конце XIX в. совершенно фантастично и большинством современников была оценена как узурпация божественных привилегий, а проницательнейшая мысль Федорова о том, что «Бог учит человека не только вложить собственный труд, ум и все свое искусство в великое дело воскрешения, но и додуматься до необходимости »собственного участия в нем», — казалась не более чем несбыточной фантазией.

Но как ни фантастично она звучит даже и сегодня, тем не менее, эта мысль уже находит научное подтверждение.

Безусловно, у Федорова были великие предшественники, которые, следуя учению Аристотеля, предполагали, что «душа» или «эйдос» отмечает каждую вещественную частицу человеческого тела и в его посмертном состоянии. Однако философ пишет о необходимости колоссальной работы по собиранию рассеянных частиц праха умерших, его распавшихся атомов. Воскрешение у него мыслится, как родственно связанный ряд: сын воскрешает отца как бы из «себя», отец — своего отца и так далее, вплоть до праотца. Говоря современным языком, речь, по сути, идет о восстановлении последовательного генетического кода человечества. По мысли Федорова, Чистилище истории еще только предстоит человечеству — проход через него явится постепенным прозрением и преобразованием человека из существа пожирающего, вытесняющего и смертного в самосозидающее, воскрешающее и бессмертное…

Что касается вопроса о перенаселенности Земли, то он предлагает в будущем заселить безбрежные просторы Космоса — идея, как известно, подхваченная и блестяще развитая К. Э. Циолковским, на которого Федоров оказал огромное влияние.

Однако главная мысль Федорова сводится не только и не столько к полетам в космическое пространство, сколько к выдвижению перед человечеством такой грандиозной задачи, которую возможно решить, лишь отказавшись от войн, междоусобиц и кровопролитий. Сегодня, на пороге третьего тысячелетия, эта мысль звучит поистине пророчески. И то, что еще совсем недавно казалось немыслимым, например, грандиозные рукотворные звезды и планеты, сегодня подтверждается конкретными разработками управления небесными те-

лами или доставки астероидов и небольших планет к месту строительства космических станций.

Вот что писал, продолжая развивать идеи Н. Федорова, К. Э. Циолковский: «Люди Земли когда-нибудь объединятся, и всеми ими будет управлять один избранный совет, под руководством президента, которого выберет.

Это случится сравнительно скоро. Через более значительный промежуток времени заселится обильно и вся наша Солнечная система. Ею также будет управлять избранный совет со своим председателем. Иначе быть не может, так как этого требует разум.

Также объединяются и все другие планеты и солнечные системы. Разница только та, что большинство их быстро заселяет зрелое, уже готовое поколение и сразу устанавливает свое управление. У Земли же и нашей Солнечной системы был длинный путь постепенного страдальческого развития.

Объединение должно быть, ибо этого требуют выгоды существ. Если они зрелы, то разумны, а если разумны, то не станут сами себе делать зла. Анархия есть несовершенство и зло.

Объединяются президентами и группы солнц (звездные кучи), и весь Млечный Путь. На этом остановимся».

Остановимся и мы. Фантастично? Еще как! Нереально? Как Суперразум, которого никто никогда не видел?..

Сошлемся еще раз на Шри Ауробиндо, ответившего своему ученику на подобный вопрос с привычным юмором: «Какой блестящий аргумент! Раз это не было сделано, то это и не может быть сделано! В таком случае вся история Земли должна была остановиться задолго до появления протоплазмы.

Когда она была массой газов, жизни еще не было, следовательно, ее и быть не могло, — когда же была только жизнь, разум еще не появился, значит, разум и не мог появиться. Так как есть разум, но нет ничего за его пределами, потому что ни в ком еще не проявился Суперразум, то Суперразум никогда не будет реальностью. Собханалах! Слава, слава, слава человеческому разуму!

К счастью, Божественное, или Космический Дух, или Природа, или что бы там ни было, ни в грош не ставит человеческий разум. Оно или Он, или Она делает то, что Оно или Он, или Она должны делать, независимо от того, может или не может это быть сделано. Уже тысячи лет назад мудрецы говорили о жалкой участи скептиков: «В этих нет ни Удивления, ни Мощи».

Так будем удивляться и верить в Мощь человеческого духа.