Расскажи друзьям об этом:

Витраж делами сами

Сейчас в продаже появились пленки с узором, которые наклеивают на окна, чтобы получились «витражи». Еще рекламируют импортные (французские, итальянские и другие) краски для изготовления витражей. С пленками все понятно. А вот как получить цветной орнамент или рисунок на стекле? Каковы секреты изготовления настоящих витражей?

Витраж делами сами
Витраж делами сами

Отвечая на вопросы о цветном орнаменте на стекле и секретах изготовления витражей, сначала кратко расскажем об истории этого прекрасного художественного ремесла.

ИЗ ИСТОРИИ

Витраж — один из старинных видов декоративного искусства, переживающий в наши дни как бы второе рождение. Уже в V веке окна церквей и монастырей начали украшать орнаментальной мозаикой из цветных стекол, которые вставляли в деревянные или каменные переплеты. Со временем сравнительно грубые деревянные или каменные переплеты заменили более изящной свинцовой арматурой.

Наивысшего расцвета искусство витража достигло в средние века в странах Западной Европы; Витражами украшали громадные стрельчатые окна готических соборов, городских ратуш, замков. Богатые горожане тоже заказывали витражи для своих домов.

Главная особенность витража состоит в том, что он очень эффектно смотрится на просвет, создавая ощущение праздничности, нарядности. При этом малейшее изменение освещения меняет колорит витража, придавая ему какую-то сказочность, загадочность.

Известные художники разных эпох — Альбрехт Дюрер (1471—1528 гг.), Ханс Хольбейн Младший (1497—1543 гг.), Фернан Леже (1881—1955 гг.) — охотно обращались к искусству витража. В одном из окон Третьяковской галереи можно увидеть замечательный витраж, изображающий всадника. Автор его— великий русский художник Михаил Врубель.

В архитектуре наших дней витраж становится одним из самых значительных видов декоративного убранства для украшения общественных сооружений. Например, в вестибюле станции московского метро «Новослободская» установлены 32 орнаментальных витража, подсвеченных электрическими лампами. Все

чаще витражи стали появляться в квартирах и особенно на дачах.

К сожалению, настоящий классический витраж достаточно сложен в исполнении и требует не только высокой квалификации изготовителя, но также и дефицитных материалов. Поэтому дело это для новичков почти недоступное. Ведь при изготовлении таких витражей применяется специальное цветное стекло, которое скрепляется свинцово-оловянным профилем П-образной формы с помощью пайки.

Понятно, что классический способ слишком трудоемок для создания витражей в оконных проемах веранды. Но для веранды можно сделать витражи по упрощенной и вполне доступной технологии. Причем упрощение относится здесь только к технологии, но никак не к художественным достоинствам витража, так как тут все зависит от способностей и вкуса каждого, решившегося приобщиться к этому прекрасному ремеслу.

КАК ДЕЛАЮТ ВИТРАЖИ

(от простого к сложному)

Способ № 1

Проще всего устроить витраж на дверном стекле. Хотя правильнее будет сказать— оформить стеклянный дверной проем под «витраж».

Прежде всего подберем подходящий рисунок (не очень сложный), подложим его под стекло и переведем контуры рисунка на стекло фломастером. Затем обычную бельевую веревку или любой другой не очень толстый шнур окрасим черной тушью или нитроэмалью. Подсохший шнур смажем эпоксидной смолой и аккуратно уложим на стекло по контуру узора. Когда смола отвердеет, участки, ограниченные шнуром, зальем эмалитом или цапонлаком, подкрашенными в соответствующие цвета пастой от шариковых ручек или цветным нитролаком. После того как раскраска высохнет, на всю окрашенную поверхность витража с помощью пульверизатора наносим слой нитролака. Витраж готов.

Расположенный позади витража источник света заставит его заиграть всеми красками.

Способ № 2

Для такого витража потребуются следующие материалы: лист стекла (основа), осколки цветного стекла или пластмассы, конторский силикатный клей. Готовим эскиз узора — в цвете и в натуральную величину — и наклеиваем его лицевой стороной с обратной стороны основы.

Из цветного стекла подбираем куски нужного размера. Стекло-основание укладываем горизонтально, протираем нашатырным спиртом, наносим слой клея, а на него сверху укладываем куски цветного стекла в соответствии с узором.

Через 4—6 ч, когда клей подсохнет, на всю поверхность витража наносим сплошной слой того же клея. Последний сгладит шероховатости на поверхности витража, она станет волнистой и блестящей, в результате витраж будет хорошо «работать» на просвет.

Способ № 3

Нарисовав в натуральную величину узор витража на бумаге, его раскрашивают. Затем, разложив рисунок витража на столе, кладут на него чисто вымытое стекло. Масляной краской темного цвета, разведя ее скипидаром, обводят контур каждого элемента (участка) витража. Проще всего наносить подобные контуры с помощью баллона с насадкой. Последнюю обычно делают из подходящей трубочки с внутренним диаметром около 1 мм. Отлично подойдут в качестве насадок толстые иглы от шприца или иглы для накачивания спортивных мячей. Баллон лучше взять полиэтиленовый.

После обводки контуров раскрашивают каждый элемент витража. Наносить краску удобнее всего с помощью трафарета, который представляет собой лист плотной бумаги с отверстием, соответствующим по форме тому или иному элементу витража. Понятно, что для каждого элемента «отличающейся формы» необходим свой трафарет. Окрашивая элементы витража с помощью трафарета, краску наносят из пульверизатора.

Краски для витража готовят на основе нитролака или клея БФ-2. Если есть мебельный прозрачный нитролак (например, НЦ-222), его разжижают разбавителем № 646 или № 648 (30—40 % по массе лака). В смеси нитролак-разбавитель разводят художественную масляную краску нужного цвета (3—10 % по массе смеси). Для краски на основе БФ-2 подходит только свежий клей. Его разводят ацетоном из расчета 1:1 ив полученный состав добавляют спирторастворимую краску того или иного цвета, например, пасту от шариковых ручек.

Окрашивание отдельных участков витража осуществляют и с помощью красок на основе желатина. Для этого желатин (4—6 г) распускают в теплой воде (200 г). Отдельно в небольших баночках разводят в воде красители для ткани нужного цвета (годятся любые краски — для хлопчатобумажных тканей, шелка, шерсти).

Отлив небольшое количество распущенного желатина в отдельную баночку, туда же добавляют раствор краски для получения нужного тона. Готовую краску тонким слоем наносят на нужный участок витража.

А когда витраж будет весь покрашен и краска высохнет, его обязательно покрывают бесцветным нитролаком или лаком на основе клея БФ-2.

Способ № 4

При этом способе изготовления витражей (он похож на способ № 2) на лист стекла (основу) наклеивают кусочки цветного стекла. В зависимости от назначения готового изделия (прозрачное или только просвечивающееся) выбирают в качестве основы либо обычное листовое стекло, либо узорчатое, либо даже армированное.

Наклеиваемые на основу кусочки цветных стекол можно расположить или симметрично или несимметрично. В последнем случае получаются витражи с особым декоративным эффектом. К тому же такой витраж неспециалисту проще всего изготовить. Делают «несимметричный» витраж так. Разноцветное стекло нарезают или разбивают на кусочки любой произвольной формы. Здесь все зависит от вас — от вашей оценки цвета, от вашего вкуса. При этом каждому представляется возможность работать по заранее подготовленному рисунку-эскизу или импровизировать.

Лучше всего для приклейки кусочков стекла подходит «Эпасол» — специальный прозрачный (бесцветный) клей для стекла. Используют для этих целей и другие клеи на основе эпоксидной и полиэфирной смол. Конечно, перед склеиванием обязательновнимательно читают инструкцию по применению клея. Если, например, применяют «Эпасол», то в ка-кой-либо старой крышке (которую по окончании работы выбрасывают) смешивают точно 4 части (по объему) смолы и 1 часть отвердителя. Перед началом работы первым делом очищают поверхность основы и все подготовленные кусочки, протирая их ацетоном или бензином. Затем кисточкой или (что лучше) пульверизатором наносят на верхнюю и боковую поверхности наклеиваемых кусочков стекла жидкий воск. Только следите, чтобы он не попал на склеиваемые плоскости. Клей (эпоксидную смесь) наносят очень тонким слоем на не смазанную воском

поверхность стеклянных кусочков и укладывают на несущее стекло (основу). Установленный на место кусочек плотно прижимают к основе.

После формирования узора поверхность витража тщательно очищают. Поскольку наклеиваемые кусочки были предварительно обработаны воском, просочившийся в щели между отдельными кусочками стекла клей удается соскоблить шпателем или лезвием безопасной бритвы. Эпоксидная смола является термореактивной пластмассой и после отвердения уже больше ничем не растворяется, поэтому очистку от смолы следует завершить до окончательного ее отвердения. (Наверное, щели между элементами витража следовало бы чем-то заполнить. — Прим. ред.)

Таким методом любое стекло удается сделать разноцветным, придать ему вид витража с исключительным световым эффектом.

Способ № 5

А здесь мы попробуем выполнить витраж почти что по классической технологии. Сначала, как обычно, рисуем эскиз витража (в любом масштабе), а затем уже выполняем весь узор карандашом на листе бумаги в натуральную величину и нумеруем каждый элемент. Это будет рабочий рисунок. Затем берут лист картона или плотной бумаги, переносят на него рисунок с помощью копирки и разрезают картон на отдельные части-элементы, предварительно

пронумеровав их точно так же, как на рабочем рисунке. В дальнейшем каждая из этих частей послужит нам шаблоном. Только не забудьте дополнительно обрезать края шаблонов на толщину металла, из которого мы изготовим профиль, предназначенный скрепить отдельные детали витража.

Стекло берем самое обыкновенное — оконное. Стеклорезом вырезаем по шаблонам каждую деталь витража и окрашиваем их керамическими красками, руководствуясь цветным эскизом.

Немного подробнее о керамических красках. Их выпускают в готовом виде и разводят просто водой. После этого краску наносят на стекло тонким прозрачным слоем распылителем или поролоновым тампоном. Окрашенное стекло обжигают в муфельной печи при температуре 500°С, в результате чего краска приобретает дополнительную прозрачность и хорошо держится на стекле.

Если не удастся достать керамические краски, берут обычные масляные. Правда, результат будет, естественно, хуже. Обжиг в этом случае, понятно, не нужен.

Соединительный профиль (жилку) в простейшем варианте делают из белой жести, но лучше подойдет тонкий листовой свинец (не толще 3 мм). Жесть или свинец нарезают полосками, а затем эти полоски изгибают так. чтобы в сечении они приняли форму буквы П. Изготовить так полоски поможет

нехитрое приспособление. Технология изготовления необходимых профилей проста. На стальную матрицу, изготовленную с помощью строгального или фрезерного станка, накладывают полоску и формируют из последней стальным же пуансоном, соединительный П-образ-ный профиль (выступ пуансона уже рабочей части матрицы на двойную толщину изгибаемого металла). А ширина выступа (рабочей части) пуансона чуть больше толщины стекла.

Теперь каждый кусочек стекла обрамляют изготовленным профилем. Окантовать стеклянный многоугольник цельным профилем нелегко, поэтому лучше для каждой грани кусочка подготовить соответствующий отрезок профиля и впоследствии спаять их в углах, образуя замкнутый контур. Потом окантованные детали накладывают на рабочий рисунок — номера помогут разобраться, куда приложить каждую деталь, — и профили пропаивают спер

ва с одной стороны витража, потом с другой. Паять надо осторожно, чтобы от нагрева не лопнуло заключенное в «рамку» стекло. Переворачивать витраж, пока он весь не спаян, тоже следует очень аккуратно, делая это лучше с помощниками.

Трудности, возникающие при изготовлении витражей классическим способом, как вы убедились, очевидны. Во-первых, требуется очень тщательная подгонка элементов узора (кусочков стекла) друг к другу. И если состыковать витраж из сравнительно простых фигур (треугольников, квадратов, ромбов) в принципе-то не очень сложно, то попробуйте точно подогнать друг к другу, например, детали цветка…

Во-вторых, очень кропотливое это дело—обрамлять стеклянные фрагменты в свинцовую рамку. Ведь профиль из жести годится только для простых форм. В-третьих, вырезать из стекла детали неправильной формы—работа совсем не из легких.

И в заключение немного о резке стекла. Оконное стекло для витража разрезают стеклорезом с алмазом или с победитовым колесиком. Различают хороший и плохой рез. При плохом резе слышен звук царапанья и образуется грубая борозда. Хороший рез сопровождается приятным певучим звуком и получением тонкого серебристо-перламутрового следа. Рез ведут без особого нажима, потому что в противном случае не образуется раскола «в глубину» стекла и оно в дальнейшем не ломается по такому резу.

После каждого сделанного реза стекло должно быть тотчас же разломлено. Делают это следующим образом. Стекло чуть приподнимают и точно под след от стеклореза под-кладывают линейку. Очень важно, чтобы плоскость стола, на которой проводится работа, была ровной. Обе ладони (их лучше обезопасить, подложив под них тряпки) кладут слева и справа от реза и равномерно давят ими

на стекло. При хорошем резе разделение листа происходит легко. Если же нажим сразу не привел к желаемому результату, бесполезно предпринимать новые попытки разлома. Данная неудача — свидетельство того, что рез был сделан не безупречно. Самый

простой выход из этого положения — рядом со старым сделать новый рез. А вот о«фигурных» резах расскажем как-нибудь в другой раз.