Расскажи друзьям об этом:

ВЕЛОСИПЕД В ЧЕМОДАНЕ

ВЕЛОСИПЕД В ЧЕМОДАНЕ
ВЕЛОСИПЕД В ЧЕМОДАНЕ

 

Складным велосипедом сегодня никого не удивишь. Однако его габариты даже в сложенном виде велики, и хранить его до­ма, а тем более транспортировать в автобусе или трамвае не всегда удобно.

Я поставил целью разработать удобный складной велосипед минимально возможных в сложенном положении габаритов. Хотелось, чтобы он легко трансформировался в чемодан разме­ром с привычный «дипломат». Скажу сразу, этого достичь не удалось, а вот сконструировать двухколесную машину, которая после трансформации помещается в чемодане или сумке с габа­ритами 650x450x150 мм, мне удалось.

В основу конструкции положены колеса-дутикй от детско­го велосипеда или самоката с шинами, имеющими обозна­чение 250×56. В случае, если у вас окажутся другие коле­са, придется внести изменения в конструкцию складного вело­сипеда.

РАМА велосипеда — хребтового типа, она согнута из трубы с внешним диаметром 40 мм и толщиной стенки 2-2,5 мм. Спере­ди рамы располагается шарнирно-стыковочный узел, состоя­щий из двух фигурных трехмиллиметровых стальных пластин. К раме пластины прикрепляются сваркой. Отверстия под шар­нир и болт-фиксатор сверлятся в пластинах и разделываются по­сле сварки. С противоположной стороны хребтовой трубы при­варивается подшипниковый узел ведущей звездочки — корпус каретки. Делать его самому совсем не обязательно — подойдет каретка практически от любого велосипеда. Около каретки к ра­ме приваривается фиксирующее устройство, с помощью которо­го задняя вилка надежно стыкуется с рамой. Замечу, что этот узел лучше всего монтировать «по месту» в процессе сборки ве­лосипеда. Это позволит достичь того, что ответные части — и та, что на раме, и та, что на задней вилке, — четко совпадут при скла­дывании велосипеда. Как это делается, я расскажу позже, когда пойдет речь о сборке двухколесной шины.

ПЕРЕДНЯЯ ВИЛКА по конструкции напоминает разверну­тую на 180 вилку мопеда. Она состоит из неподвижной и пово­ротной частей. Поворотная часть сварена из велосипедной руле­вой колонки (отрезается от рамы старого велосипеда) и двух пе­рьев, каждое из которых сварено из двух труб, телескопически входящих друг в друга. Внешний диаметр большей трубы — око­ло 30 мм, толщина стенки — 2 мм, диаметр внутренней — около 20 мм, толщина стенки — 2 — 2,5 мм. Концы перьев расплющи­ваются, и в них засверливаются отверстия в соответствии с диа­метром оси колеса, выбранного вами для велосипеда. Рулевая колонка сваривается с перьями при помощи двух мостиков — пластин из листа толщиной около 3 мм с просверленными в них отверстиями под колонку и перья.

Неподвижная часть передней вилки — это стальная труба, внешний диаметр которой такой же, как у вваренной в пово­ротную часть вилки велосипедной рулевой колонки. В по­следнюю вставлена и закреплена сваркой еще одна труба — та­кого диаметра, чтобы на нее надевались подшипники велоси­педной рулевой колонки. На неподвижной части передней вил­ки закрепляется и узел поворота, относительно которого складывается передняя часть велосипеда, а также «ухо» под болт-фиксатор, удерживающий переднюю вилку в рабочем по­ложении.

На верхнем мостике передней вилки закрепляются два хому­та, которыми крепятся полудуги руля, — их можно выгнуть са­мостоятельно из листовой стали или приобрести в магазинах, где продаются запчасти для мопедов и мотоциклов.

ЗАДНЯЯ ВИЛКА сварена из двух перьев — отрезков стальных труб диаметром 20 — 22 мм с толщиной стенки около 2,5 мм. В задней ее части ввариваются две фигурные стальные пластины толщиной 3 мм с продольным пазом — в них закрепляется зад­нее колесо велосипеда. Спереди привариваются два стальных кольца, совместно с кареткой выполняющих функцию шарнира. Правое и левое перья соединяются в единый сварной узел с по­мощью двух трубчатых поперечин. Замечу, что шарнирное со­единение задней вилки и рамы — неразъемное. Выполнять его лучше так. Для начала подготавливаются правое и левое перья вилки — то есть к трубам привариваются кольца шарнира и фи­гурные пластины. Далее перья устанавливаются на каретку и временно соединяются с помощью деревянного бруска и стяжки из стальной проволоки. Тщательно проверьте функционирова­ние шарнира — рама и задняя вилка должны легко поворачивать­ся друг относительно друга и не иметь больших люфтов. Далее к перьям подгоняются поперечины и прихватываются двумя-тремя сварочными точками. Сняв проволочную стяжку и удалив деревянный брусок, убедитесь в надежной работе шарнира и окончательно заварите стыки узла.

РУЛЬ велосипеда состоит из двух полудуг, закрепляемых дву­мя хомутами на верхнем мостике передней вилки. Для руля по­дойдут тонкостенные стальные трубы диаметром 22×1,5 мм. Сгибать их следует, предварительно набив песком и разогрев паяльной лампой или в горне.

СЕДЛО обычное, велосипедное. Подседельная труба удли­ненная, ее длина составляет около 400 мм. Фиксируется она в разрезной трубе, к которой приварены два «уха» со сквозным от­верстием диаметром 8 мм. Получается своего рода цанга, кото­рая затягивается болтом М8 с барашковой гайкой.

СБОРКА. Сначала закрепите на раме и задней вилке фикси­рующее устройство. Оно состоит из двух ответных частей, со­единяемых при раскладывании велосипеда в рабочее положе­ние двумя болтами и барашковыми гайками. Первая представ­ляет собой две сваренные в виде буквы Т стальные пластины толщиной 6 мм. Вторая — отрезок швеллера стального П-образ-ного профиля толщиной стенки также около 6 мм.

Фиксирующее устройство закрепляется на велосипеде, как уже упоминалось, «по месту». Для этого после изготовления его ответных частей они соединяются болтами и подгоняются к ра­ме и задней вилке, установленные в показанном на чертеже по­ложении. После этого фиксирующее устройство прихватывает­ся к раме и задней вилке, проверяется его работоспособность, и оно окончательно приваривается.

Для хранения или перевозки складного велосипеда по­надобится чемодан с габаритами, как уже говорилось, 650x450x150 мм. Если подобрать его не удастся, сумку таких раз­меров можно сшить самостоятельно — из искусственной кожи или брезента. Чтобы она держала форму, по периметру (на виде сбоку) вшивается стальная проволока диаметром 5 мм, а в верх­нюю часть (под ручку) — фанерная пластинка.

Складывание велосипеда производится следующим образом. Сперва отворачивается барашковая гайка с болта-фиксатора, за­крепляющего переднюю вилку в рабочем положении. Так же от­соединяются полудуги руля и снимается седло. Далее передняя вилка поворачивается по часовой стрелке до упора. После этого отворачиваются барашковые гайки центрального фиксирующе­го устройства, и поворачивается по часовой стрелке до упора задняя вилка. Седло отсоединяется от подседельной трубы. Пе­дали выворачиваются и завинчиваются с внутренней стороны рычагов. Все детали и узлы велосипеда свободно размещаются в том же чемодане. Сборка и разборка велосипеда занимают не более десяти минут.

 

  1. СЛАВЕЦ, инженер

 

Подростковый складной велосипед (вверху — в чемодане, внизу — в рабочем поло­жении):

1 — хомуты крепления полудуг руля, 2 — фиксирующий узел, 3 — узел поворота пе­редней вилки при складывании, 4 — руль, 5 — рама, 6 — барашковые гайки с болтами центрального фиксирующего узла, 7 — седло, 8 — подседельная труба, 9 — заднее коле­со, 10 — задняя вилка, 11 — поворотный узел задней вилки, 12 — педальный узел (от любого велосипеда), 13 — передняя вилка, 14 — переднее колесо.

Размеры «а» и «б» выбираются в соответствии с размерами применяемых колес, раз­мер «в» определяется по используемой в конструкции каретке.

 

 

ЮТ для умелых рук N 7 1989