Акцент: Это выделение определённого элемента. Обычно он занимает небольшую часть работы и может быть создан с помощью формы или цвета. Цветовой акцент – это контрастное сочетание малого количества одного цвета с большим количеством другого, что придаёт выразительность. Например, букет из 95% жёлтых и зелёных листьев, с 5% синего элемента в качестве цветового пятна. Равное количество цветов или рассеивание акцентирующего цвета приведут к потере акцента. Форма акцента может быть любой: линия, круг и т.д. Фактурный акцент создаётся текстурой поверхности. Например, бархатистая фактура рядом с металлической создаёт акцент, где цвет вторичен. Акцент формой – это контрастное противопоставление малого количества одной формы большему количеству другой. Например, круглый элемент в композиции из прямых линий.
Асимметрия: Это свободный порядок расстановки. Неодинаковое расположение элементов по обе стороны оси создаёт асимметричную композицию, выглядящую свободно и естественно. В такой работе должно быть минимум две неравные части, но чаще – три: главная, противоположная и соседняя группы. Главная группа – самая большая, смещена от центра. Противоположная группа – вторая по величине, располагается дальше от главной. Соседняя группа – самая маленькая, находится рядом с главной и поддерживает её. Асимметричная расстановка должна быть визуально уравновешена, с учётом принципа рычага. Флорист создаёт асимметричные работы интуитивно, придавая им естественный вид, ведь асимметрия свойственна природе. Она подчёркивает радостное настроение и используется в форма-линейном или вегетативном стилях. Светлые цвета усиливают выразительность.
Ахроматические цвета: Чёрный, белый и все оттенки серого.
Базис: Основание или отправная точка флористической работы.
Букет: Связанные цветы.
Букет бидермейер: Плотный букет замкнутой формы, где цветы расположены концентрическими кругами.
Букет декоративного стиля: Букет с плотным заполнением, замкнутый или незамкнутый по контуру.
Букет для невесты: Специальное флористическое украшение в виде букета.
Букет форма-линейного стиля: Букет, основанный на контрасте форм и линий.
Вегетативный букет: Связанная работа из срезанных цветов и зелени, с акцентом на индивидуальные особенности растений.
Вегетативный стиль: Стиль флористики, работы в котором выглядят естественно.
Венок: Форм-работа в виде круга с символическим значением (траурный, победителя, настольный, рождественский, пасхальный и т.д.). Главные цвета: жёлтый, красный, синий, зелёный.
Декоративный стиль: Стиль флористики, где главное – не индивидуальность растений, а создание нового выразительного целого. Характеризуется плотным заполнением и зависимостью от формы и цвета растений.
Декорировать: Украшать, оформлять.
Доминанта: Важнейшая часть чего-либо.
Дополнительные цвета: Цвета, расположенные друг напротив друга в цветовом круге (например, красный и зелёный).
Законы композиции: Знания о построении композиции и цветоведении.
«Золотое сечение»: Деление отрезка на неравные части в соотношении 3:5:8 или 1:1,6.
Исторический стиль: Особенности искусства определённой эпохи или культуры.
Композиция из горшечных растений: Работа, состоящая из горшечных растений, посаженных в кашпо, горшки или вазы.
Корсаж (бутоньерка): Маленькое флористическое украшение (головное, на платье и т.д.).
Материал (нерастительный): Проволока, лента, бусинки и т.д.
Параллельный букет: Работа из срезанных цветов и зелени, где большая часть материала расположена параллельно. Связка играет декоративную роль.
Оазис (флористическая губка, флористический пенопласт, пиафлор): Искусственный пористый материал, хорошо впитывающий и удерживающий влагу для поддержания свежести цветов.
Параллельный стиль: Стиль флористики.
Плотные формы: Наполненные формы растений среднего размера (например, махровый пион).
Портбукетница: Конструкция с губкой-«оазисом», пропитанной водой или раствором, для сохранения свежести и удержания цветов. Пластмассовая ручка заменяет стебли. Используется для букетов невесты.
Порядок: Определённое расположение элементов.
Пропорции: Соотношение размеров и количества. Во флористике – равные и неравные соотношения (например, 50:50 или 30:50 – «золотое сечение»).
Расстановка: Принцип построения порядка. 1. Строгий порядок – симметрия. 2. Свободный порядок – асимметрия.
Растения доминирующих форм: Доминанты – растения большого значения (например, эремурус).
Растения массовых форм: Растения, лучше всего проявляющие себя в массе (например, мох).
Растительный материал: Все растения и их части (листья, цветы, стебли).
Ряды: Простые и ритмические ряды из повторяющихся элементов.
Свободный порядок: Порядок расстановки (асимметрия).
Свойства материала: Характер материала с точки зрения фактуры и структуры (например, стекло прозрачно, керамика – нет).
Связующие цвета: Зелёный, коричневый, белый и серый.
Спиральный букет: Цветы, расположенные по спирали вокруг центрального элемента.
Стиль флористики: Декоративный, вегетативный, форма-линейный, параллельный стили.
Композиции: С одной точкой роста (радиальные) – декоративные, форма-линейные, вегетативные, свободные. С несколькими точками роста (параллельные) – декоративные, графические, вегетативные, свободные (или объекты).
Структура поверхности (фактура): Впечатление от поверхности материала. Одинаковые структуры создают гармонию, разные – контраст.
Структурный букет: Букет в декоративном стиле с разными по высоте и размеру площадками в виде пятен и линий. Акцент на структурах и фактурах поверхностей.
Ступенчатость: Пространственное распределение одинаковых форм на разной высоте и глубине.
Теория флористики: Систематизированное представление законов и понятий флористики (порядок расстановки, стиль и т.д.).
Техника: Способы обработки и работы с растительными материалами.
Форма-линейный: Стиль флористики, характеризующийся сильным напряжением комбинаций форм и линий, минимальным количеством материала, асимметричной расстановкой и вниманием к внешнему виду растений.
Формация – это объединение множества идентичных элементов, расположенных упорядоченно, как, например, пятьдесят лиатрисов, установленных рядом параллельно друг другу.
Форм-работа – это одна из разновидностей подформ в рамках декоративного стиля. Как правило, к ним относятся классические композиции, такие как венки, гирлянды и букеты в стиле бидермейер.
Фриз – это плоская декоративная полоса или лента, часто украшенная вертикальным орнаментом или рельефным рисунком. Фризы используются для разделения или декорирования поверхностей стен.
Цвет – это характеристика света, вызывающая определенное зрительное ощущение в зависимости от спектрального состава отраженного или излучаемого света.
Цвета первого порядка – это основные, или первичные, цвета: желтый, красный и синий. Они являются чистыми, не смешанными цветами.
Цвета второго порядка – это вторичные цвета, получаемые путем смешивания двух основных цветов в равных пропорциях (по 50%). К ним относятся оранжевый, фиолетовый и зеленый. Например, смешивание 50% желтого и 50% красного дает оранжевый цвет.
Цвета третьего порядка – это смешанные цвета, получаемые путем соединения в равных долях (по 50%) основного цвета и цвета второго порядка. Например, смешивание 50% желтого и 50% оранжевого дает желто-оранжевый цвет. По аналогии получают и другие цвета третьего порядка, такие как красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-зеленый и желто-зеленый.
Цветовая гармония – достигается при сочетании различных цветов, расположенных близко или далеко друг от друга в цветовом круге, и использовании их в определенных пропорциях.
Цветоведение – это систематизированное знание о цвете, включающее такие понятия, как цветовой круг, цветовая звезда и гармония цветов.
Цветовая звезда – это схема, построенная на основе цветового круга и полученная путем смешивания его цветов с ахроматическими цветами – белым и черным – для осветления и затемнения цветов.
Цветовой контраст – это противопоставление различных цветов или оттенков одного и того же цвета.
Цветовой круг – это систематизированное представление цветов в виде круга. В его основе лежат три основных или четыре главных цвета.
Центробежная сила – возникает в венке, когда его основание слишком тонкое, вызывая движение элементов наружу от центра.
Эскиз – предварительный рисунок, набросок.
Раздел составлен с использованием материалов из книги Петера Асманна «Современная флористика» (издательство «Культура и традиции»).