Словарь флориста — основные термины

Акцент: Это выделение определённого элемента. Обычно он занимает небольшую часть работы и может быть создан с помощью формы или цвета. Цветовой акцент – это контрастное сочетание малого количества одного цвета с большим количеством другого, что придаёт выразительность. Например, букет из 95% жёлтых и зелёных листьев, с 5% синего элемента в качестве цветового пятна. Равное количество цветов или рассеивание акцентирующего цвета приведут к потере акцента. Форма акцента может быть любой: линия, круг и т.д. Фактурный акцент создаётся текстурой поверхности. Например, бархатистая фактура рядом с металлической создаёт акцент, где цвет вторичен. Акцент формой – это контрастное противопоставление малого количества одной формы большему количеству другой. Например, круглый элемент в композиции из прямых линий.

Асимметрия: Это свободный порядок расстановки. Неодинаковое расположение элементов по обе стороны оси создаёт асимметричную композицию, выглядящую свободно и естественно. В такой работе должно быть минимум две неравные части, но чаще – три: главная, противоположная и соседняя группы. Главная группа – самая большая, смещена от центра. Противоположная группа – вторая по величине, располагается дальше от главной. Соседняя группа – самая маленькая, находится рядом с главной и поддерживает её. Асимметричная расстановка должна быть визуально уравновешена, с учётом принципа рычага. Флорист создаёт асимметричные работы интуитивно, придавая им естественный вид, ведь асимметрия свойственна природе. Она подчёркивает радостное настроение и используется в форма-линейном или вегетативном стилях. Светлые цвета усиливают выразительность.

Ахроматические цвета: Чёрный, белый и все оттенки серого.

Базис: Основание или отправная точка флористической работы.

Букет: Связанные цветы.

Букет бидермейер: Плотный букет замкнутой формы, где цветы расположены концентрическими кругами.

Букет декоративного стиля: Букет с плотным заполнением, замкнутый или незамкнутый по контуру.

Букет для невесты: Специальное флористическое украшение в виде букета.

Букет форма-линейного стиля: Букет, основанный на контрасте форм и линий.

Вегетативный букет: Связанная работа из срезанных цветов и зелени, с акцентом на индивидуальные особенности растений.

Вегетативный стиль: Стиль флористики, работы в котором выглядят естественно.

Венок: Форм-работа в виде круга с символическим значением (траурный, победителя, настольный, рождественский, пасхальный и т.д.). Главные цвета: жёлтый, красный, синий, зелёный.

Декоративный стиль: Стиль флористики, где главное – не индивидуальность растений, а создание нового выразительного целого. Характеризуется плотным заполнением и зависимостью от формы и цвета растений.

Декорировать: Украшать, оформлять.

Доминанта: Важнейшая часть чего-либо.

Дополнительные цвета: Цвета, расположенные друг напротив друга в цветовом круге (например, красный и зелёный).

Законы композиции: Знания о построении композиции и цветоведении.

«Золотое сечение»: Деление отрезка на неравные части в соотношении 3:5:8 или 1:1,6.

Исторический стиль: Особенности искусства определённой эпохи или культуры.

Композиция из горшечных растений: Работа, состоящая из горшечных растений, посаженных в кашпо, горшки или вазы.

Корсаж (бутоньерка): Маленькое флористическое украшение (головное, на платье и т.д.).

Материал (нерастительный): Проволока, лента, бусинки и т.д.

Параллельный букет: Работа из срезанных цветов и зелени, где большая часть материала расположена параллельно. Связка играет декоративную роль.

Оазис (флористическая губка, флористический пенопласт, пиафлор): Искусственный пористый материал, хорошо впитывающий и удерживающий влагу для поддержания свежести цветов.

Параллельный стиль: Стиль флористики.

Плотные формы: Наполненные формы растений среднего размера (например, махровый пион).

Портбукетница: Конструкция с губкой-«оазисом», пропитанной водой или раствором, для сохранения свежести и удержания цветов. Пластмассовая ручка заменяет стебли. Используется для букетов невесты.

Порядок: Определённое расположение элементов.

Пропорции: Соотношение размеров и количества. Во флористике – равные и неравные соотношения (например, 50:50 или 30:50 – «золотое сечение»).

Расстановка: Принцип построения порядка. 1. Строгий порядок – симметрия. 2. Свободный порядок – асимметрия.

Растения доминирующих форм: Доминанты – растения большого значения (например, эремурус).

Растения массовых форм: Растения, лучше всего проявляющие себя в массе (например, мох).

Растительный материал: Все растения и их части (листья, цветы, стебли).

Ряды: Простые и ритмические ряды из повторяющихся элементов.

Свободный порядок: Порядок расстановки (асимметрия).

Свойства материала: Характер материала с точки зрения фактуры и структуры (например, стекло прозрачно, керамика – нет).

Связующие цвета: Зелёный, коричневый, белый и серый.

Спиральный букет: Цветы, расположенные по спирали вокруг центрального элемента.

Стиль флористики: Декоративный, вегетативный, форма-линейный, параллельный стили.

Композиции: С одной точкой роста (радиальные) – декоративные, форма-линейные, вегетативные, свободные. С несколькими точками роста (параллельные) – декоративные, графические, вегетативные, свободные (или объекты).

Структура поверхности (фактура): Впечатление от поверхности материала. Одинаковые структуры создают гармонию, разные – контраст.

Структурный букет: Букет в декоративном стиле с разными по высоте и размеру площадками в виде пятен и линий. Акцент на структурах и фактурах поверхностей.

Ступенчатость: Пространственное распределение одинаковых форм на разной высоте и глубине.

Теория флористики: Систематизированное представление законов и понятий флористики (порядок расстановки, стиль и т.д.).

Техника: Способы обработки и работы с растительными материалами.

Форма-линейный: Стиль флористики, характеризующийся сильным напряжением комбинаций форм и линий, минимальным количеством материала, асимметричной расстановкой и вниманием к внешнему виду растений.

Формация – это объединение множества идентичных элементов, расположенных упорядоченно, как, например, пятьдесят лиатрисов, установленных рядом параллельно друг другу.

Форм-работа – это одна из разновидностей подформ в рамках декоративного стиля. Как правило, к ним относятся классические композиции, такие как венки, гирлянды и букеты в стиле бидермейер.

Фриз – это плоская декоративная полоса или лента, часто украшенная вертикальным орнаментом или рельефным рисунком. Фризы используются для разделения или декорирования поверхностей стен.

Цвет – это характеристика света, вызывающая определенное зрительное ощущение в зависимости от спектрального состава отраженного или излучаемого света.

Цвета первого порядка – это основные, или первичные, цвета: желтый, красный и синий. Они являются чистыми, не смешанными цветами.

Цвета второго порядка – это вторичные цвета, получаемые путем смешивания двух основных цветов в равных пропорциях (по 50%). К ним относятся оранжевый, фиолетовый и зеленый. Например, смешивание 50% желтого и 50% красного дает оранжевый цвет.

Цвета третьего порядка – это смешанные цвета, получаемые путем соединения в равных долях (по 50%) основного цвета и цвета второго порядка. Например, смешивание 50% желтого и 50% оранжевого дает желто-оранжевый цвет. По аналогии получают и другие цвета третьего порядка, такие как красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-зеленый и желто-зеленый.

Цветовая гармония – достигается при сочетании различных цветов, расположенных близко или далеко друг от друга в цветовом круге, и использовании их в определенных пропорциях.

Цветоведение – это систематизированное знание о цвете, включающее такие понятия, как цветовой круг, цветовая звезда и гармония цветов.

Цветовая звезда – это схема, построенная на основе цветового круга и полученная путем смешивания его цветов с ахроматическими цветами – белым и черным – для осветления и затемнения цветов.

Цветовой контраст – это противопоставление различных цветов или оттенков одного и того же цвета.

Цветовой круг – это систематизированное представление цветов в виде круга. В его основе лежат три основных или четыре главных цвета.

Центробежная сила – возникает в венке, когда его основание слишком тонкое, вызывая движение элементов наружу от центра.

Эскиз – предварительный рисунок, набросок.

Раздел составлен с использованием материалов из книги Петера Асманна «Современная флористика» (издательство «Культура и традиции»).